Статьи

О государственной поддержке выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в области науки и инноваций

Т.В. Савкина, начальник отдела Управления инновационного развития и инфраструктуры Федерального агентства по науке и инновациям

Добрый день, уважаемые участники конференции!

Министерство образования и науки Российской Федерации является активным и разносторонним участником выставочной и конгрессной деятельности. Мы выступаем как организаторы таких крупнейших мероприятий, как Всероссийский форум «Образовательная среда» и Московский международный салон инноваций и инвестиций. Коллективные экспозиции Минобрнауки России организуются на национальных выставках за рубежом, а также представлены на крупнейших специализированных выставках как в России («Роснанотех» или салон «Комплексная безопасность»), так и за рубежом («Цебит», «Ганноверская промышленная выставка», международная выставка инноваций и промышленного дизайна в Куала-Лумпуре (Малайзия).

Следует отметить Российский венчурный форум и Венчурную ярмарку – элемент деловой инвестиционной инфраструктуры национального масштаба.

Большое внимание уделяется развитию международного сотрудничества в форме участия российских ученых в форумах, круглых столах, презентациях.

В прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), и теперь предусматривается большое количество мероприятий в центрах российских представительств за рубежом.

Все эти направления деятельности позволяют Минобрнауки России обеспечить эффективное решение таких задач, как изучение спроса на новые разработки, технологии и наукоемкие услуги внутри страны и за рубежом, расширение имеющихся возможностей и поиск новых рынков сбыта и сфер применения. Аналитические материалы, получаемые на основе мониторинга выставочно-ярмарочной деятельности, вместе с другими ложатся в основу разработки среднесрочных и долгосрочных прогнозов и стратегии научно-технологического и инновационного развития страны, учитываются при определении приоритетов развития.

То есть участие в выставочной и конгрессной деятельности позволяет проводить государственную политику по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий.

Основным инструментом реализации этой политики являются федеральные целевые программы (ФЦП), которые направлены на развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. ФЦП обеспечивают консолидацию усилий и концентрацию ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях, в том числе на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства.

Базовой ФЦП является программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.».

Структурообразующими функциональными элементами программы являются следующие блоки мероприятий:
– генерация знаний;
– разработка технологий;
– коммерциализация технологий.

Стратегическими направлениями работы являются:
– научно-методическое обеспечение проведения конференций и школ-семинаров;
– развитие системы демонстрации новых достижений и трансфера передового опыта по проблемам развития науки и инноваций.

Предусмотрена последовательность и поддержка полного инновационного цикла, в частности, при формировании выставочных экспозиций в приоритетном порядке представляются результаты НИОКР, выполненные за счет средств федерального бюджета.

На всех стадиях реализации используются механизмы определения приоритетных направлений, которые позволяют обеспечить принятие совместных решений представителями государства, бизнеса и научного сообщества.

Вместе с тем существует ряд нерешенных проблем. С этой точки зрения большое значение по созданию эффективной инновационной системы имеет анализ проблем коммерциализации технологий, в том числе эффективности выставочной и конгрессной деятельности, которая является важным механизмом продвижения наукоемкой инновационной продукции.

Реализация государственной политики в области выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
– определение приоритетных выставочно-конгрессных мероприятий;
– поддержка участников выставочно-ярмарочной деятельности;
– организация конкурсного отбора операторов;
– подведение итогов реализации выставочных проектов и анализ результатов.

В целях обеспечения согласованных действий при планировании и осуществлении выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации, федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в его ведении, на территории Российской Федерации и за рубежом создана Координационная комиссия по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Комиссия:
– определяет направления развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, проводимой Министерством образования и науки Российской Федерации, федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в его ведении;

– готовит предложения по проведению выставочно-ярмарочных мероприятий в соответствии с распоряжениями и поручениями Правительства Российской Федерации, в том числе проводимых в рамках федеральных целевых программ в сфере образования и науки;

– определяет приоритеты при формировании планов выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации, а также критерии оценки эффективности их проведения;

– рассматривает проекты ежегодных планов выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;

– вносит предложения по ресурсному обеспечению выполнения утвержденных ежегодных планов выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации;

– рассматривает отчеты о проведенных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, оценивает качество их проведения, проводит анализ полученных результатов при осуществлении данных мероприятий и представляет рекомендации по повышению их эффективности.

В июне прошлого года утвержден «Порядок организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных службах и федеральных агентствах работ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности», который регламентирует основные этапы, в том числе составление сводного плана участия Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных агентств в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации и за рубежом.

План включает в себя мероприятия и виды поддержки – частичное финансирование за счет средств федерального бюджета на основании распоряжений Правительства Российской Федерации; часть мероприятий проводится с частичным бюджетным финансированием из средств федеральных агентств, остальным мероприятиям оказывается организационная поддержка.

При рассмотрении заявки приоритетом для включения является следующее: мероприятие проводится в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями межправительственных комиссий по научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству, межправительственных соглашений, а также если выставка отмечена знаками Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), поддерживается Торгово-промышленной палатой Российской Федерации или Всемирной организацией по защите прав интеллектуальной собственности.

Здесь следует сказать о том, что Сводный план Минобрнауки России на 2010 год значительно отличается от сводных планов предыдущих лет. Кризис сократил финансирование из средств агентств более чем наполовину, в три раза увеличилось число выставочных мероприятий, которым будет оказана только организационная поддержка.

В связи с этим для повышения эффективности на первый план выходят совершенствование как системы определения приоритетных выставок, которым предоставляется финансовая поддержка, так и системы оценки эффективности и мониторинг мероприятий, особенно в послевыставочный период, для объективной оценки результатов выставочно-ярмарочной деятельности.

Основной проблемой в этой сфере, на наш взгляд, является отсутствие механизма получения полной и достоверной информации о развитии отрасли.

Конечно, выставочный аудит, применяемый в последнее время, дает объективную статистическую оценку мероприятию. Но выставки научно-технической направленности отличаются от других тематических мероприятий. Здесь нельзя оценить эффективность, применяя стандартную схему (прибыль от реализации минус общевыставочные расходы), нет сиюминутной прибыли.

Как показывает практика, контакты, завязанные на выставке, даже оформленные протоколом или соглашением о намерениях, приводят к заключению контракта лишь через месяцы или годы работы с обеих сторон.

Мониторинг участия в мероприятии спустя некоторое время вызывает проблемы, связанные с законодательством о коммерческой тайне и нежеланием разработчика и производителя инновационной продукции предоставлять эту информацию.

В ходе работы конференции, в итоговых документах хотелось бы узнать мнения и наработки по данной теме всех участников процесса.

Еще один факт, на который приходится обращать внимание. В техническом задании всех контрактов на проведение выставочно-ярмарочных мероприятий указывается «анкетирование участников». Минобрнауки России самостоятельно также проводит опросы. Среди ответов на вопрос: «Какие виды господдержки вы считаете наиболее эффективными?» свыше 40% называют финансовую помощь, и это прогнозируемо. 30–35% респондентов указывают «целевую аудиторию».

Участники ждут от организаторов (как органов исполнительной власти, профессиональных сообществ, общественных объединений, так и выставочных операторов) более активных шагов по привлечению специалистов. Случайных посетителей на выставках научно-технической направленности не бывает, да они и не нужны. Оказывая государственную поддержку, Минобрнауки России принимает во внимание многие аспекты деятельности.

Большое значение для наших участников имеет защита интеллектуальной собственности, а это возможно только при наличии охраноспособных документов у разработчиков. И именно на это мы обращаем особое внимание. Также придается большое значение имиджевой составляющей выставочной деятельности и проработанной деловой программе.

Минобрнауки России активно использует Интернет в качестве дополнительного ресурса и инструмента по реализации инновационной политики.

В заключение отмечу, что Министерство образования и науки Российской Федерации и дальше будет развивать этот важный вид деятельности, способствуя формированию имиджа России как страны, обладающей высоким научно-техническим, технологическим и инновационным потенциалом. Мы открыты для общения, приветствуем диалог профессионалов, направленный на обмен опытом и выработку решений для дальнейшего развития отрасли.


Возврат к списку

Рекомендуем

Малькевич Владислав Леонидович Выставки как ускоритель
«Российская газета», 24 декабря 2010 г.


МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Охрана изобретений на выставках «Экспоцентра»
«Известия», 21 декабря 2010 года

МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Живая связь
Известия», 24 сентября 2010 г.


МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Выставочный приоритет. Продвижение инноваций с использованием прямого выставочного маркетинга

МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Говоров Леонид Владимирович Основные направления конгрессной деятельности в Москве


ГОВОРОВ Леонид Владимирович
Президент Московской ТПП