Статьи

Антимонопольное регулирование в области выставочно-ярмарочной деятельности

Ю.А. Гундарова, заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации

Антимонопольный орган осуществляет деятельность по борьбе с копированием брендов и с нарушениями прав интеллектуальной собственности в рамках выявления и пресечения актов недобросовестной конкуренции.

Речь идет о двух формах недобросовестной конкуренции, запрет на которые установлен пунктом 4 части 1, а также частью 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Первая форма недобросовестной конкуренции может быть выражена в том, что хозяйствующий субъект, будь то юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, перед тем как начать деятельность на определенном товарном рынке, проводит поиск известных на данном рынке товаров, выпускаемых под определенными брендами.

Речь идет, в частности, о зарегистрированных товарных знаках, размещаемых на этикетках товаров. Для снижения затрат на продвижение собственного бренда, требующих, прежде всего, значительных денежных вложений, данный хозяйствующий субъект выводит на рынок товар с этикеткой, имитирующей этикетку товара конкурента, подлежащую правовой охране в соответствии со свидетельством о регистрации товарного знака, что является как нарушением прав интеллектуальной собственности конкурента, так и причиной возникновения смешения на рынке.

В практике ФАС России нередки случаи копирования брендов после проведения выставок, на которых демонстрируются продовольственные товары с оригинальным, привлекающим внимание дизайном упаковки товара или размещаемой на нем этикетки, охраняемых в качестве товарного знака.

За три последних года (2007–2009 гг.) антимонопольными органами при пресечении недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием интеллектуальной собственности, было выявлено 436 нарушений, что составляет 40% от общего количества выявленных фактов недобросовестной конкуренции.

Необходимо отметить, что акты недобросовестной конкуренции, связанные с незаконным использованием интеллектуальной собственности, являются не только нарушением антимонопольного законодательства, но и административным правонарушением, ответственность за которое в соответствии с частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ подразумевает наложение на юридические лица оборотного штрафа в размере от 1 до 15% размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено нарушение, что является весьма эффективным средством административного воздействия.

Так, за 2009 год антимонопольными органами России было вынесено постановлений о наложении штрафа на сумму более 27 млн рублей за недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным использованием интеллектуальной собственности, что составляет чуть менее половины от общего количества штрафов, наложенных в целом за недобросовестную конкуренцию.

Вторая форма недобросовестной конкуренции, запрет на которую установлен частью 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», заключается в следующем. Речь идет о недобропорядочных, неразумных и несправедливых действиях хозяйствующего субъекта по отношению к конкуренту, который зачастую затрачивал значительные денежные средства на продвижение своего бренда, однако, не воспользовался правом подачи заявки на регистрацию указанного обозначения в качестве товарного знака. Воспользовавшись возникшей ситуацией, недобросовестный предприниматель регистрирует на себя исключительные права на данный бренд и начинает создавать препятствие в его использовании конкурентом, предлагая либо заключить лицензионный договор и выплачивать зачастую значительную сумму денежных средств, либо вовсе запрещает использовать данный бренд путем обращения в суд, правоохранительные органы или в ФАС России.

Если ФАС России признает такие действия актом недобросовестной конкуренции, то на основании вынесенного решения любое заинтересованное лицо может обратиться в Роспатент для отмены регистрации данного товарного знака.

Необходимо также отметить, что в сфере антимонопольного регулирования сферы интеллектуальной собственности ФАС России не первый год активно сотрудничает с Роспатентом, который, в частности, консультирует антимонопольный орган по вопросам наличия либо отсутствия нарушения прав на интеллектуальную собственность в каждом рассматриваемом ФАС России случае. Одним из результатов такого сотрудничества стало подписание Соглашения о взаимодействии между ведомствами.


Возврат к списку

Рекомендуем

Малькевич Владислав Леонидович Выставки как ускоритель
«Российская газета», 24 декабря 2010 г.


МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Охрана изобретений на выставках «Экспоцентра»
«Известия», 21 декабря 2010 года

МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Живая связь
Известия», 24 сентября 2010 г.


МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Выставочный приоритет. Продвижение инноваций с использованием прямого выставочного маркетинга

МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Говоров Леонид Владимирович Основные направления конгрессной деятельности в Москве


ГОВОРОВ Леонид Владимирович
Президент Московской ТПП