Статьи

Роль выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в экономическом развитии региона

В.С. Скруг, президент Белгородской ТПП

Добрый день, уважаемые коллеги! Проведение 3-й Всероссийской конференции и участие в ней региональных выставочных центров для нас очень почетно и имеет очень важное и необходимое значение. Материалы конференции мы используем для изучения, анализа и внесения корректировок в свою работу.

Я разделю свое выступление на две части: первое – презентую работу «Белэкспоцентра», второе – расскажу о проблемах, существующих у региональных выставочных организаций, и внесу на обсуждение предложения по дальнейшему развитию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в регионах России.

Собственый опыт работы

Белгородская торгово-промышленная палата занимается выставочной деятельностью с мая 1995 года. Пятнадцать лет назад 3 мая мы провели первую выставку. Как раз во время открытия храма Петра и Павла и звонницы на Прохоровском поле – Третьем ратном поле России. Сейчас храм и звонница являются символами Белгородской области, а выставки играют заметную роль в развитии экономики области и стали ее неотъемлемой частью.

За эти годы нами проведено более 330 выставочных мероприятий. За последние пять лет с вводом в действие специализированного выставочно-конгрессного комплекса «Белэкспоцентр» ключевые показатели выставок по всем направлениям увеличились в два раза.

Только в 2009 году «Белэкспоцентром» Белгородской ТПП было организовано 40 выставочных мероприятий, в которых приняли участие более 3,5 тыс. предприятий из 47 регионов России, а также предприятия из Беларуси и Украины. Четыре наших выставки ежегодно проводятся под патронатом ТПП РФ. Выставка «БелАгроТехМаш» включена в перечень выставок, проводимых Минсельхозом России.

Отличительной особенностью выставок последних лет в «Белэкпоцентре» является насыщенная деловая программа. Со 2 по 6 июня с.г. в «Белэкспоцентре» состоялся Форум «Малый и средний бизнес Белгородчины». На форуме были организованы встречи правительства Белгородской области, областных и городских структур поддержки малого и среднего бизнеса, депутатов фракции «Единая Россия» с предпринимателями и намечен ряд мер по поддержке малого бизнеса.

Мы проводим строительные форумы, фестиваль рекламы, смотр-конкурс предприятий общественного питания области. В наших залах проводились: конкурс портных «Серебряная нить», совместный конкурс портных и визажистов, конкурс парикмахеров, показ моделей одежды ведущих модельеров России.

Пять лет подряд мы совместно с Обществом пчеловодов проводим выставку-ярмарку «Медовый спас», совместно с Межрегиональным общественным фондом благотворительных инициатив нами была проведена выставка «Экология и жизнь», совместно с Союзом художников России – II Всероссийская художественная выставка «Возрождение», посвященная 300-летию Святителя Иосафа.

Летом 2009 года состоялась выставка инвестиций, инноваций и нанотехнологий, которую посетили руководители Российской корпорации нанотехнологий. На выставке были представлены качественно новые строительные материалы, медицинские препараты, узлы и агрегаты для передовых отраслей промышленности. Как результат проведенной выставки в настоящее время 16 нанопроектов находятся на рассмотрении для включения в перечень проектов, финансируемых из федерального бюджета. Мы постоянно обновляем оборудование и расширяем количество предоставляемых экспонентам услуг. Наши выставочные программы утверждаются правительством области и губернатором.

Проблемные вопросы региональных выставочных организаций

– Сегодня остро стоит вопрос о составлении эффективных планов выставочных мероприятий, о выборе тех из них, которые имеют важное значение для экономики регионов, о поддержке органами власти проводимых мероприятий и принятии законодательных актов, поддерживающих выставочную деятельность.

Всего в 18 субъектах Российской Федерации разработаны долгосрочные региональные концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности. Это – Москва, Московская область, Ленинградская область, Архангельск, Вологодская область, Калининград, Республика Карелия, Костромская область, Мурманская область, Нижегородская область, Омская область, Республика Бурятия, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Сахалинская область, Свердловская область, Ярославская область. Очевидно, что это очень маленькая часть от возможностей в целом по России.

Разработка подобных программ и принятие законодательных актов регионального уровня способствующих развитию выставочно-ярмарочной деятельности связаны как с активизацией деятельности самих выставочных компаний, так и с более тесным взаимодействием с территориальными торгово-промышленными палатами и региональными и местными органами власти.

Проведенный анализ показывает возрастание координирующей роли территориальных торгово-промышленных палат в развитии выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в регионах.

– В последнее время наметился рост выставочных мероприятий, проводимых торгово-промышленными палатами, и для нас очень важно, что Российским союзом выставок и ярмарок принято решение о возможности приема торгово-промышленных палат в действительные члены Российского союза выставок и ярмарок. Уже на протяжении 14 лет мы являемся его ассоциированными членами. За эти годы многие компании вступили и исключились из РСВЯ, а Белгородская торгово-промышленная палата и Московская торгово-промышленная палата все это время являются только ассоциированными членами РСВЯ.

– Влияние кризиса существенно отразилось именно на региональной выставочной деятельности, где сократилось количество проданных квадратных метров, количество участников и доход от выставочных мероприятий. И те региональные выставочные центры, которые приняли антикризисные меры, смогли выйти из этого положения. У остальных финансовое состояние значительно ухудшилось.

В качестве примера приведу собственный опыт. Нами была разработана антикризисная программа, которая позволила нам по объему дохода сохранить уровень 2008 года. Сохранилось и количество участников. Незначительно снизилось количество проданных квадратных метров. Снизились показатели специализированных выставок, особенно автомобильной и ювелирной тематики.

Нам пришлось скорректировать выставочную программу 2009 и 2010 годов, увеличив количество проводимых выставок, дополнительно включив в план выставку «Бизнес для Бизнеса» («B2B»), выставку для садоводов «Осенний сад», выставки-ярмарки товаров народного потребления. Мы усилили работу по загрузке зала в межвыставочный период и образовали группу по организации выездных выставок.

– В регионах, где существует несколько выставочных компаний, стоят вопросы правильного выбора тематик и сроков проведения выставок. Торгово-промышленной палате РФ и Российскому союзу выставок и ярмарок следует разработать методические рекомендации по данным вопросам и принять участие в разрешении подобных конфликтов в регионах.

– Мы много раз говорили, что у выставочного бизнеса нет научно разработанных технологий подготовки и проведения выставок. Значительные трудности региональные выставочные организации испытывают при формировании баз данных, привлечении профессиональных посетителей, в обучении своих кадров. На нашем примере хочу сказать. В 2009–2010 гг. мы провели пять семинаров-тренингов для сотрудников, в том числе с помощью ЦВК «Экспоцентр», по следующим направлениям: эффективность продаж, тайм-менеджмент, стратегическое управление и управление проектами, эффективность рекламы. Но это были общие знания технологии управления. К сожалению, в России нет специализированных вузов и компаний, которые смогли бы обучать специалистов-выставочников, обобщив практику и теорию применительно к выставочному бизнесу. Мне кажется, что пришло время обратиться к специалистам ведущих вузов страны с предложением разработать научно обоснованную методику обучения специалистов-выставочников.

– Отсутствуют также и разработанные рекомендации по определению ключевых показателей эффективности выставок. На мой взгляд, здесь за основу нужно взять продажу квадратных метров, количество участников, объем дохода, производительность труда, оборачиваемость выставочных площадей. Кстати, коэффициент оборачиваемости нашего зала составил в 2009 году 10,2. Вчера на заседании Общего собрания РСВЯ было предложено под ключевыми показателями учитывать количество посетителей и количество бизнес-контактов.

Предлагаю Комитету по выставочно-ярмарочной деятельности ТПП РФ и РСВЯ пригласить специалистов и разработать рекомендации по утверждению и применению ключевых показателей для выставочных операторов и, отдельно, для выставочных комплексов.

– Региональные выставочные организации постоянно сталкиваются с проблемой отсутствия специализированных выставочных комплексов. До сих пор в большинстве городов выставки проводятся в приспособленных помещениях. Совершенно очевидно, что сейчас в регионах достаточно построено торговых площадей и многие инвесторы рассматривают вопросы о вложении финансов в менее рентабельные направления, в том числе и в строительство выставочных комплексов. Исходя из собственного опыта и учитывая мультиэффект от проведения выставочных мероприятий, считаем, что уже назрел вопрос строительства многофункциональных выставочных комплексов вместе со строительством гостиниц, где в целях повышения окупаемости можно проводить также спортивные и культурные мероприятия.

Выставочные компании тратят много денег на подготовку и проведение выставочных мероприятий, а больше денег остается в гостиницах. Из нашего опыта – не менее чем 1 к 5 . Нетрудно посчитать арифметику. Если на строительство гостиницы необходимо 10–12 млн долларов, а на строительство регионального пятитысячного выставочного комплекса – от 5 до 7 млн долларов, то общая стоимость составит от 15 до 19 млн долларов. Окупаемость такого комплекса гораздо выше, чем одного узкоспециализированного выставочного комплекса. Думаю, что в ближайшие пять-семь лет по этому пути строительства пойдут многие региональные выставочные организации.

– В регионах существует угроза увеличения административных рисков. Многие администрации создают собственные выставочные унитарные предприятия или лоббируют интересы вновь созданных аффилированных выставочных организаций, что развивает недобросовестную конкуренцию и вытеснение с рынка существующих организаций, сокращают бюджетное финансирование выставочных мероприятий. Здесь, по мнению моих коллег из регионов, одним из моментов снижения политических, административных и экономических рисков может стать более тесное сотрудничество между выставочными организациями, региональными ТПП и другими общественными объединениями, которые призваны защищать интересы бизнеса.

– Учитывая, что многие выставочные компании диверсифицируют свой бизнес и начали заниматься конгрессной деятельностью, а те, которые проводили съезды, конференции, начали заниматься проведением выставок, предлагаю в названии Российский союз выставок и ярмарок добавить «и конгрессов» и назвать «РСВЯ и К», а Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности ТПП РФ переименовать в Комитет по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (ВЯиКД) ТПП РФ. Наименование можно принять и другое, но конгрессную деятельность необходимо добавить.

– К сожалению, сегодня в нашем выставочном сообществе не разработана и не проводится пропагандистская информационная политика. На наш взгляд, должен быть разработан медиаплан на российском уровне, который будет популяризировать проведение выставочных мероприятий и проводить разъяснительную работу среди предприятий – потенциальных участников, почему они должны принимать участие в выставках, не рекламируя конкретные мероприятия, а только объясняя эффективность участия в выставках. Реклама отдельных выставочных мероприятий должна производиться за счет их организаторов. Если есть необходимость и будут сделаны соответствующие расчеты, то выставочным организациям есть смысл поучаствовать в финансировании пропагандистской рекламной выставочной кампании путем отчисления процента от своей деятельности в РСВЯ или ТПП РФ, под условным названием «налог на информационную поддержку». Если мы сами не будем заниматься популяризацией участия компаний в выставках, то никто другой этим не займется.

Уверен, в своих выступлениях коллеги вынесут на обсуждение и другие вопросы, которые касаются нас всех, и, обсудив их, мы сможем принять решения, способствующие развитию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России.

В заключение еще раз хочу поблагодарить Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз выставок и ярмарок, ЦВК «Экспоцентр» за организацию 3-й Всероссийской конференции «Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность и модернизация экономики России», выставки «5pEXPO» и Общего собрания Российского союза выставок и ярмарок и приглашаю всех к сотрудничеству.


Возврат к списку

Рекомендуем

Малькевич Владислав Леонидович Выставки как ускоритель
«Российская газета», 24 декабря 2010 г.


МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Охрана изобретений на выставках «Экспоцентра»
«Известия», 21 декабря 2010 года

МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Живая связь
Известия», 24 сентября 2010 г.


МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Выставочный приоритет. Продвижение инноваций с использованием прямого выставочного маркетинга

МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Говоров Леонид Владимирович Основные направления конгрессной деятельности в Москве


ГОВОРОВ Леонид Владимирович
Президент Московской ТПП