Статьи

Торгово-промышленные выставки как отражение экономических реалий

С.П. Алексеев, президент РСВЯ, Генеральный директор ОАО «Ленэкспо», Санкт-Петербург

В рамках работы в Европейском отделении UFI нами было проведено исследование с анализом данных по Германии, Италии и Франции, касающихся зависимости ВВП и различных показателей выставок. Мы также использовали материалы Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), Американского института исследования выставочной индустрии (CEIR), исследования Высшей школы экономики и других организаций.

В своей презентации я остановлюсь на опыте Германии. Для анализа был взят временной промежуток в 40 лет. Исследования рассматривали зависимость ВВП и основных выставочных показателей: количества выставок, площади нетто, числа экспонентов и посетителей.

За рассматриваемый отрезок времени отмечается стабильный параллельный рост данных показателей с процентом совпадения от 54 (ВВП и посетители выставок) до 73 (ВВП и количество экспонентов). Взаимосвязь между ВВП и площадью нетто показала совпадения на 65%, между ВВП и количеством выставок – 62%.

Между экономикой и выставкой есть прямая связь, они дополняют друг друга. ВВП, экономика оказывают влияние на выставки, и, наоборот, выставки помогают развиваться экономике, по крайней мере, в развитых странах.

Далее я представлю вам ситуацию, которая сложилась в последние годы в России. Определенный провал по всем показателям (ВВП, промышленное производство, занятость, уровень бедности) отмечается в 2008 и 2009 годы. Это позволяет сделать определенные прогнозы на будущее.

По данным Института высшей школы экономики основной сдерживающий фактор – это проблемы мировой экономики. Медленное восстановление других экономик будет негативно влиять на нашу экономику в ближайшее время.

Бюджет Российской Федерации на 2011 год составлен исходя из самых пессимистических прогнозов: естественно, мы будем получать меньше денег на развитие нашей отрасли.

Мы ожидаем возникновения сложностей с привлечением инвесторов, в то время как цены производителей будут расти. Цены уже сейчас начали расти, поскольку сдерживающие факторы перестали работать.

Среди основных тенденций российской экономики можно выделить следующие:
Рост ВВП в 2010 году:
– плюс 4,1% (уточненный прогноз Минэкономразвития России);
– плюс 1,6% (федеральный бюджет 2010 г.);
– 0 – минус 2% (ФБК).

По прогнозам ФБК:
– Экономического роста в 2010 году не будет на фоне нестабильности мировой экономики. В более выгодном положении окажутся отрасли с большим экспортным потенциалом, в том числе металлургия;
– Оживление российской экономики можно ожидать не ранее 2011 года.

Обратимся к основным показателям российского выставочного рынка по итогам 2009 года. После стабильного роста на протяжении последних лет мы наблюдаем снижение общей площади нетто более чем на 30% (638 867 кв. м), снижение числа экспонентов на 11% (12 695 фирм), снижение количества посетителей на 37% (349 430 человек), сокращение числа конференций и конгрессов – на 25%.

Об отраслях, наиболее пострадавших от кризиса, можно судить по выставкам соответствующих тематик, показавших значительное снижение всех показателей.

Максимальное снижение отмечено у выставок по тематикам «нефть и газ», «деревообработка», «автомобилестроение» (на 65–66%), за ними следуют выставки по тематикам «электроника» и «мебель» (на 45–50%), «металлургия» и «сварка» (более чем на 40%), «защита окружающей среды» (более чем на 30%), «горнодобывающая промышленность» (почти на 30%), «здравоохранение» (на 25%) и «энергетика» (до 20%).

Таким образом, отмечается падение по всем основным показателям: показатель площади нетто снизился почти на треть, общее число экспонентов оказалось ниже почти на 11%, кроме того, заметно резкое снижение количества посетителей выставок в целом по России (на 37%).

Исследования Европейского отделения показали, что началось оживление выставочного рынка Европы.

18% опрошенных предприятий сообщили, что в сравнении с предыдущим годом они заключили больше контрактов. 45% отметило положительные результаты. 27% респондентов пересматривают свое отношение к выставкам в пользу участия в них. То есть 63% участников опроса сейчас, как и раньше, используют выставку как коммуникативное средство, и экономическая ситуация не оказывает заметного влияния на их участие.

Согласно исследованию Делфи, проведенному UFI, следующие факторы повлияют на выставочный бизнес в следующие 10 лет (расположены в порядке значимости):
– медиаконкуренция;
– другое;
– финансовый кризис;
– экономическое состояние страны;
– снижение затрат;
– смещение экономики и производства в Азию;
– конкуренция;
– экология;
– внешние угрозы, терроризм, глобальные катастрофы;
– новые бизнес-модели;
– доступность выставочных площадей;
– развитие спецотраслей;
– повышение технического уровня;
– повышение эффективности выставок;
– сотрудничество, деловое общение;
– слияния и поглощения;
– рост требований клиентов;
– мобильность;
– высококвалифицированные кадры, обучение.

Основными из них являются, прежде всего, медиаконкуренция, финансовый кризис, экономическое состояние страны, смещение экономики и производства в Азию, снижение затрат.

Что касается медиабизнеса, то здесь нашими конкурентами, прежде всего, являются Интернет Web 2.0, мобильные технологии, социальные сети и виртуальные выставки. Поэтому, занимаясь проектированием своего бизнеса, в том числе выставочных центров, павильонов, надо обязательно учитывать эти аспекты.

По данным опроса, проведенного в рамках данного исследования, существует ряд аспектов, которые волнуют представителей выставочного бизнеса. Основными вопросами среди них являются следующие:
– Важность выставок в будущем: как привлечь новых клиентов?
– Каким путем пойдет развитие региональной и национальной выставочной индустрии?
– Как оптимизировать инструменты маркетинга и продвижения?
– Как измерить ROI, определить ценность выставки для участников?

Значимость выставочной деятельности для товаропроизводителей сегодня не вызывает сомнений. Это не только средство продвижения товаров на рынке, увеличения прямых продаж, изучения конъюнктуры рынка, интенсификации деловых контактов, но, в конечном счете – средство продвижения имиджа страны.

Торгово-промышленые выставки – важнейший инструмент развития экономики

Американцы провели исследования, рассчитав количество посетителей на единицу площади. Самые большие показатели имеют обрабатывающая промышленность и высокие технологии. Следующие по популярности, с точки зрения посетителей, являются ритейл и медицина.

Нашим товаропроизводителям важно понимать, что сегодня 87% руководителей, принимающих решения о закупках, считают национальные выставки сверхполезными.

Среди наиболее полезных источников отраслевой информации американские специалисты выделяют национальные выставки (80%), коммерческие публикации (59%), продажи по телефону (55%), региональные выставки (49%), выставки, спонсируемые компанией (40%).

Не стоит забывать о значимости выставочной деятельности для государства. Это экономический инструмент воздействия на рынок, инструмент становления имиджа страны, региона, города, стимулирования дополнительных поступлений в бюджеты всех отраслей. Выставки стимулируют коммерческую активность предприятий и являются «зеркалом» рынка.

С точки зрения государства у нас существуют большие проблемы, мы все это постоянно ощущаем. Это и создание непрофессиональных аффилированных компаний, несовершенство 94-ФЗ, отсутствие системы работы с государственными структурами. Ранее работала Межведомственная комиссия по выставочно-ярмарочной деятельности при Минэкономразвития России, была разработана в 2001 году Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности (ВЯД) в РФ, но сейчас это не работает.

Необходимо сосредоточить свои усилия на главном:
– изменить взгляд государства на выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность в плане ее более эффективного использования;
– привлечь внимание органов государственной власти к решению существующих проблем выставочной отрасли для повышения ее качества и эффективности.

Торгово-промышленые выставки – эффективный инструмент внедрения иновационных решений

В выступлении заместителя Председателя Правительства РФ С.Б. Иванова на съезде РСПП в мае 2010 года прозвучала следующая мысль.

«Тонкое место» инфраструктурной цепочки создания и внедрения инновационного продукта – структура затрат на «инноватику»:
– 63% на научные исследования, генерацию знаний;
– 36% на создание промышленных образцов;
– 1% на коммерциализацию.

Я называю это эффектом Зворыкина, изобретателя телевидения, он изобрел его вместе с Розингом в России, а затем уехал и создал телевидение в Соединенных Штатах Америки.

Конечно, самый лучший инструмент продвижения – это наши выставки. Выставки научно-промышленной и инновационной группы занимают сегодня значительную долю российского выставочного рынка, однако большинство из них (55,7%) сосредоточено в Центральном федеральном округе, 17,9% таких выставок проводится в Северо-Западном федеральном округе – 20%, на остальные регионы приходится всего 26,4%. Соответственно, треть экспонентов – это участники московских выставок. В целом, на Центральный федеральный округ приходится 43,5% экспонентов, на Северо-Западный федеральный округ – 20%, на оставшиеся регионы – 36,5%. Приведенные данные подтверждают, что выставок научно-промышленной и инновационной тематик в регионах мы проводим недостаточно.

Вчера мы провели совещание Президиума РСВЯ, представителей выставочного комитета РСПП, ассоциаций. Состоялся интересный обмен мнениями с союзами химиков, текстильной и легкой промышленности и др. Главный вывод, который мы сделали – надо больше работать с ассоциациями, больше понимать нужды наших товаропроизводителей.

Как я уже отмечал, надо все больше использовать веб-технологии: медиаинструмент будет играть в нашей жизни все большую роль.

Дорогие друзья! Я озвучил основные тенденции, и давайте вместе сделаем выводы, как нам дальше развиваться. Спасибо за внимание.


Возврат к списку

Рекомендуем

Малькевич Владислав Леонидович Выставки как ускоритель
«Российская газета», 24 декабря 2010 г.


МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Охрана изобретений на выставках «Экспоцентра»
«Известия», 21 декабря 2010 года

МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Живая связь
Известия», 24 сентября 2010 г.


МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Выставочный приоритет. Продвижение инноваций с использованием прямого выставочного маркетинга

МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Говоров Леонид Владимирович Основные направления конгрессной деятельности в Москве


ГОВОРОВ Леонид Владимирович
Президент Московской ТПП