Статьи

Выставочно-ярмарочная и конгресная деятельность и модернизация экономики России

В.П. Страшко, вице-президент ТПП РФ

Уважаемые коллеги, уважаемые гости, участники нашей конференции! Позвольте от имени ТПП РФ поприветствовать вас всех, поблагодарить хозяев этой встречи, руководство ЦВК «Экспоцентр» за возможность ознакомиться с очень интересной выставкой и обсудить те проблемы, которые сегодня существуют в выставочной индустрии.

Как было уже сказано, это третья конференция, которая дает возможность профессионалам-выставочникам собраться вместе, откровенно и честно обсудить отраслевые проблемы, пообщаться с потребителями выставочных услуг и извлечь пользу из нашего обмена мнениями. Нам нужно подвести итоги прошедшего периода и выработать концептуальные подходы развития выставочной деятельности.

На конференцию были приглашены представители ряда министерств. К сожалению, кто-то в силу занятости не пришел. Но я думаю, что принципиально важно подчеркнуть как одну из важнейших черт современности то, что диалог по многим направлениям экономического развития, начатый между органами власти и бизнесом, идет достаточно активно. И выставочная индустрия – это одно из важных направлений реализации эффективного взаимодействия госструктур и бизнес-сообщества.

Очень важно, что выставочная индустрия вместе с экономикой страны выходитиз кризиса. Более того, именно в этот трудный период нам удалось максимально консолидировать членов выставочного сообщества. Для этого мы проводили совещания и переговоры, использовали такие форматы общения, как «Экспо-VIP» клуб, заседания Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и многое другое. Мы открыто делились друг с другом знаниями и мнениями о том, как пережить кризис. И если раньше мы говорили, что выставочный бизнес развивается стихийно, то теперь можно говорить о консолидации выставочного сообщества и выработке согласованных позиций.

Главный итог нашей деятельности: нам удалось сохранить все ведущие выставки, и даже, более того, некоторые проекты продолжали развиваться. Хотя нельзя не сказать о том, что некоторое количество экспонентов мы потеряли.

В то же время произошел передел выставочного рынка. Ряд компаний, выставки которых проводились на протяжении многих лет, уступили свои позиции другим, более сильным компаниям. И мне кажется, что в этом есть и положительные моменты, потому что многие проблемы, связанные с недобросовестной конкуренцией, канули в прошлое. На выставочном рынке остались те проекты, которые имеют на это законные основания – знаки UFI и РСВЯ – и перспективу развития.

Первое. Сейчас в практику входит выставочный аудит, который помогает объективно оценивать выставки, их организацию. И я думаю, что это направление получит дальнейшее развитие.

Вне всякого сомнения, выставочное сообщество отзывается на мощные инновационные процессы в стране. Выставки осуществляют реальную поддержку курса, взятого руководством страны на отход от сырьевой экономики, развитие высокотехнологичных производств и ускорение внедрения новшеств. И не случайно по инициативе «Экспоцентра», Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности разрабатываются стандарты, по которым будут определены параметры инновационных и инвестиционных выставок. Для того чтобы не остаться на обочине процесса перевода экономики на инновационные рельсы, выставочному сообществу нужно активнее создавать проекты, стимулирующие деловую активность, нацеливающие бизнес на модернизацию, инновации, принятие нестандартных решений по развитию новых направлений и программ.

Чрезвычайно важным событием явилось и то, что совместными усилиями разработаны основополагающие документы и национальный стандарт в сфере выставочно-конгрессной индустрии РФ:
– «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения»;
– «Конгрессная деятельность. Термины и определения».
Расширяется сфера применения карнетов АТА, все больше структур, я могу сослаться на статистику, используют их возможности. Но много еще остается вопросов, которые необходимо решить профессионалам-выставочникам, в том числе по таможенным переходам.

Развитие материально-технической базы выставочной индустрии – одна из главных задач отрасли, которую мы ставили перед собой. Без укрепления материально-технической базы, особенно в регионах, нам трудно продвигаться вперед.

Несмотря на кризис, введен ряд новых выставочных объектов. Рассматривается вопрос строительства в Казани выставочного комплекса площадью 15 тыс. кв. м, а также в Волгограде и Екатеринбурге. Успешно развивается выставочный комплекс в Белгороде. В Москве у нас на глазах развиваются выставочные площадки в «Экспоцентре», на ВВЦ, в «Крокус Экспо» и в «Сокольниках», хотя у последних нет разрешения на постоянную застройку.

ТПП РФ получает много запросов от региональных палат с просьбой оказать содействие в развитии материально-технической базы. Вместе с «Экспоцентром» мы разработали типовые условия, типовые технические требования для выставочных комплексов разной емкости, которые служат методическим подспорьем и могут быть использованы в регионах. Мы также обратились в Московский архитектурный институт с предложением активнее поручать студентам выполнение проектов современных выставочных комплексов в качестве курсовых и дипломных работ.

Если вы сегодня пройдете по выставке «5pEXPO», то увидите, что уровень технической оснащенности стендов очень разный. Приятно, что ряд компаний смело идут на эксперименты, привлекают новые силы, чтобы по-новому представить свои экспозиции.

Не могу не сказать о том, что на протяжении многих лет ведется дискуссия между Российским союзом выставок и ярмарок и Торгово-промышленной палатой о том, кто в регионах должен проводить выставки и ярмарки – региональные ТПП или выставочные компании. Многие региональные палаты, например Краснодарская ТПП, очень успешно занимаются выставочной деятельностью и являются главными операторами выставок. Можно прямо сказать, что на солидном уровне проводят целый ряд мероприятий и ТПП других регионов.

Терпеливая, спокойная, взвешенная позиция ТПП РФ и региональных палат привела к тому, что эти разногласия начинают преодолеваться. Ведь только тесный союз торгово-промышленных палат и выставочных компаний во главе с РСВЯ может способствовать решению многих отраслевых проблем, которые сегодня существуют. Тем более что анализ показывает: там, где палаты занимаются консо- лидацией усилий региональных властей и выставочного бизнеса, экспоиндустрия занимает лидирующие позиции.

Начиная с 2005 года, когда организацией российского участия на «ЭКСПО-2005» в Японии занимался «Экспоцентр», было несколько обращений в Правительство России о том, что объем авансирования государственных выставок нужно увеличить с 30 до 60%. Приятно, что на плановый период 2010–2012 гг. такое решение принято. Тот, кто занимался организацией больших серьезных выставок, может вполне оценить значение этого решения.

Важным событием, о котором я не могу не сказать, является Всемирная выставка «ЭКСПО-2010» в г. Шанхае (КНР). Территория выставки насчитывает 530 гектаров, в ней принимают участие 240 государств и международных компаний. 49 государств, включая Российскую Федерацию, построили свои отдельные павильоны. Оператором российской экспозиции является Всероссийский выставочный центр – ГАО ВВЦ.

Подготовка и проведение выставки такого масштаба и значимости – это тяжелейший труд. Это подтвердят и коллеги из «Экспоцентра», который в 2005 году был оператором российской экспозиции на «ЭКСПО» в Японии, и представители ВВЦ, которые функционально курируют выставочную деятельность: раньше – Минэкономразвития России, сейчас Минпромторг России.

В оформлении нашего павильона на «ЭКСПО-2010» присутствует некое новшество, своеобразный талисман – веселый человечек Незнайка, который в данном контексте символизирует стремление познать окружающий мир. По поводу этого талисмана в российской прессе появились резкие публикации, в которых говорится, что такой символ – позор для России, так как он означает некомпетентность, разгильдяйство. Я дал разъяснения в прессе, что этот символ иллюстрирует основную концепцию нашей экспозиции – «Лучший город тот, в котором счастливы дети». Мечты детей органично сочетаются с реалиями новых технологий и формируют будущее. Если бы авторы этих статей побывали в нашем павильоне, они бы правильно оценили ситуацию.

Наш павильон и экспозиция пользуются большим успехом. Каждый десятый посетитель «ЭКСПО» посещает наш павильон. Ежедневно здесь бывают до 40 тыс. посетителей – это максимальная пропускная способность. Мне очень понравилось высказывание Президента Финляндии, который сказал, что в российском павильоне удалось соединить сказку с очень серьезными инновационными технологиями.

Неприятно, что кто-то посмел взять на себя смелость написать, будто бы Ху Цзиньтао был удивлен, увидев Незнайку в российском павильоне. Я не отходил от Ху Цзиньтао ни на одну секунду с первого шага его вступления в наш павильон. Ничего подобного не было. Наоборот, руководством Китая были сказаны только слова благодарности и было подчеркнуто, что сплав фантазии и серьезной экспо- натуры, показ российских регионов с их самобытным укладом и новых технологий оригинально раскрывают основную тему Всемирной выставки в Шанхае.

Какие еще проблемы стоят перед выставочниками? Второе. Я сегодня хочу еще раз повторить, что 94-й закон о государственных закупках и организация тендера на проведение выставок при поддержке государства не выдерживает никакой критики.

Я подписал письмо в адрес Минпромторга России, который сегодня курирует выставочную отрасль, о том, что конкурсная комиссия должна состоять не из трех работников этого министерства, а из представителей разных министерств, которые должны объективно выбирать оператора для проведения выставки. Если ситуация не изменится, то я полагаю, что мы от имени ТПП РФ, от имени ее президента Е.М. Примакова обратимся в Правительство. Вопрос очень актуальный. Поэтому, вне всякого сомнения, должны быть изменены подходы к проведению тендеров и отбору участников, особенно когда речь идет о формировании национальных выставок. Многие претенденты просто не в состоянии такие выставки делать.

Я уже сказал, что мы удовлетворены высоким уровнем диалога между бизнесом и властью. Я думаю, что нужно не упустить момент и вернуться к вопросам разработки концепции развития выставочной деятельности. Мы эту тему поднимаем много лет, готовим многочисленные предложения, призываем участвовать в этой работе выставочников, и ТПП РФ готовит предложения. И пока результатов нет. Почему?

Есть два ответа на этот вопрос: или мы действительно недостаточно созрели, чтобы сформулировать для Правительства России программу концептуального развития выставочной деятельности в России, или мы слабовато работаем, преодолевая те препоны, которые сегодня существуют в органах власти, включая министерства. И то и другое должно быть переосмыслено, и эта тема, вне всякого сомнения, именно сейчас должна быть снова поднята.

Третье. Мне кажется, что должен быть утвержден курс на консолидацию выставочного бизнеса как такового. И, самое главное, – на консолидацию выставочного бизнеса со всем остальным бизнесом, ради которого и проводятся выставки. Когда мы подсчитали, какое мизерное количество инновационных выставок проводится в России, в то время как буквально на всех перекрестках говорится, что без инновационного подхода мы не сможем преодолеть сырьевое направление в экономике, стало понятно, что уделяется крайне мало внимания решению этого вопроса.

Развитие малого бизнеса – одна из основных тем на совещаниях в ТПП РФ и региональных ТПП. Я думаю, что выставочными компаниями должен быть выработан определенный подход, дающий право малому бизнесу участвовать в выставках на льготной основе. Каждая компания должна дать «зеленую улицу» малому бизнесу, и особенно малым инновационным компаниям, которые по решению Правительства могут создаваться при высших учебных заведениях. Это одна из важнейших задач сегодняшнего дня. И, вне всякого сомнения, мы должны способствовать активному маркетингу тех товаров и услуг, производители которых участвуют в наших выставках. Период кризиса завершается, начинается новый виток развития экономики. Это прогнозируемо и неизбежно.

Я глубоко убежден, что если на Международный форум выставочной индустрии «5pEXPO-2010» придут товаропроизводители и посмотрят на ту широту и диапазон услуг, которые предлагают выставочники, то 2011 год у нас будет более успешным, чем 2010 год.

Позвольте пожелать всем доброго здоровья и успехов в этом замечательном деле, которым мы все с вами занимаемся. Спасибо за внимание.


Возврат к списку

Рекомендуем

Малькевич Владислав Леонидович Выставки как ускоритель
«Российская газета», 24 декабря 2010 г.


МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Охрана изобретений на выставках «Экспоцентра»
«Известия», 21 декабря 2010 года

МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Живая связь
Известия», 24 сентября 2010 г.


МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Выставочный приоритет. Продвижение инноваций с использованием прямого выставочного маркетинга

МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Говоров Леонид Владимирович Основные направления конгрессной деятельности в Москве


ГОВОРОВ Леонид Владимирович
Президент Московской ТПП