Статьи

В выставочном тонусе: 20 динамичных лет в новых экономических условиях

Константин Ланской

На станции метро «Выставочная» всегда многолюдно. Рядом расположены и офисы «Москва-Сити», и недавно открывшийся новый торговый центр. Но основной людской поток, выйдя из подземки, плотно перетекает в находящиеся напротив западные ворота Центрального выставочного комплекса (ЦВК) «Экспоцентр». Сейчас там осенний «высокий сезон». На нынешнюю осень приходится дата, ставшая заметной вехой в полувековой истории «Экспоцентра». Минуло ровно 20 лет, как ведущая выставочная компания страны, ставшая таковой еще в советскую эпоху, приватизировалась, преобразовавшись в акционерное общество.

– Что дали новые формы хозяйствования вашей компании? – обращаемся с вопросом к генеральному директору «Экспоцентра», доктору экономических наук Владиславу Малькевичу.

– Создание акционерного общества было закономерным шагом в условиях перехода России к рыночной экономике. Во всем мире выставки играют незаменимую роль в формировании национальных рынков. И нам как флагману отечественной экспоотрасли предстояло многое сделать для становления и развития российского предпринимательства, стимулирования здоровой конкуренции, привлечения через международные смотры инвестиций, лучших мировых достижений и передовых технологий в страну, переживавшую тяжелые времена.

Новые формы хозяйствования помогли «Экспоцентру» мобилизовать все свои ресурсы, найти новые подходы к организации и проведению смотров. Впоследствии компания также открыла для себя такие перспективные направления в работе, как, например, конгрессная деятельность.

– Владислав Леонидович, в чем вам видится главный итог 20-летнего «переходного периода»?

– Главной своей заслугой в те «лихие годы» считаем сохранение всех своих стратегических выставочных проектов, имевших мировую известность и как воздух необходимых нашим ключевым отраслям. Это выставки «Химия», «Нефтегаз», «Электро», «Металлообработка», «Связь» и другие. Не менее важным стало расширение выставочной программы за счет организации новых смотров, востребованных временем и обществом.

В начале 90-х в выставочной программе «Экспоцентра» лидировала универсальная выставка товаров народного потребления «Консумэкспо». В процессе своего развития она дала старт таким отраслевым проектам, как «Мебель» (1992 год), «Продэкспо» (1994 год), «Мир детства» (1994 год).

Совершенствуясь с течением лет, они выросли в крупнейшие смотры по своей тематике не только в России, СНГ, но и Восточной Европе.

«Экспоцентр» также активно шел по пути взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами по выставочной деятельности. Одна из старейших выставок «Экспоцентра» – «Связь» – в 1995 году объединилась в единую экспозицию с международным смотром «Экспокомм» американской фирмы E.J. Krause & Associates Inc. В результате появился выставочно-конгрессный проект мирового уровня – «Связь-Экспокомм». Сегодня он представляет высокие технологии и наукоемкую продукцию, необходимые для развития передовой информационной среды в России.

– Вы употребили словосочетание «выставочно-конгрессный», что под этим имеется в виду?

– Речь идет о крупноформатных событиях выставочной индустрии. Сегодня все ведущие выставки «Экспоцентра» имеют масштабную и разностороннюю деловую программу, включая проведение представительных международных конгрессов и форумов, органично связанных с тематикой экспозиций.

Наглядный пример: уже упомянутая выставка «Связь-Экспокомм». В этом году наряду с демонстрацией новинок из 25 стран мира в области связи и инфокоммуникаций в рамках смотра прошли международные конференции, семинары, «круглые столы», расширенное заседание коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, 2-й Российский форум по управлению Интернетом, Студенческий инновационный саммит и другие неординарные события. Такие выставки-форумы собирают в одном месте представителей власти, бизнеса, отраслевой науки, ведущих отечественных и зарубежных экспертов. На единой площадке идет продуктивный диалог, обмен опытом, налаживаются прямые связи между производителями, дистрибьюторами и инвесторами, заключаются контракты, решаются задачи федеральных целевых программ и приоритетных нацпроектов.

Так что конгрессная составляющая в нашей работе исключительно важна, и мы это направление развиваем самым активным образом. Для полноты картины скажу, что в прошлом году в ЦВК прошло 106 смотров и 628 конгрессных мероприятий, из которых 507 состоялись в рамках деловых программ выставок и 121 - как самостоятельные форумы. Их посетили свыше 2 млн. 150 тыс. человек, подавляющее большинство из которых – профильные специалисты со всей России и из десятков стран мира.

– Сегодня много говорится о значении выставочной деятельности для инновационных прорывов. А как обстоят дела?

– В «Экспоцентре» выставки инновационной направленности составляют уже более 20% всей выставочной программы. В целом по отечественной экспоотрасли этот показатель ничтожно мал, не превышает 1–2%. А ведь умело организованные выставочно-конгрессные форумы с их универсальными механизмами прямого маркетинга и притяжением внимания всех необходимых целевых групп обладают колоссальным потенциалом для продвижения высоких технологий и ускоренного внедрения инноваций.

– Есть уже какие-то позитивные результаты «взаимодействия» выставок с инновациями?

– Конечно есть. «Экспоцентр» накопил солидный опыт в проведении эффективных инновационных смотров и конгрессов. Это для нас сегодня важнейшее направление, отвечающее стратегическим интересам развития России. Не далее как на прошлой наделе в ЦВК состоялся 4-й ежегодный международный форум по нанотехнологиям Rusnanotech-2011. Ему предшествовала проходившая в «Экспоцентре» Неделя российского Интернета-2011/RIW'2011.

Если же говорить о собственных инновационных выставочных проектах, то это – «Фотоника. Мир лазеров и оптики», «Высокие технологии ХХI века», «Связь-Экспокомм», «Электро», «Навитех-Экспо», «Здравоохранение», «Нефтегаз», «Металлообработка», «ЭлектроТехноЭкспо», «Химия» и целый ряд других.

Особое место в их ряду занимает Международный форум по интеллектуальной собственности «Expopriority». Он нацелен на действенную охрану авторских прав на инновационные разработки в ходе их демонстраций на выставках, а также наведение прямых финансовых мостов между инвесторами и создателями инноваций. На форуме, который в предстоящем декабре пройдет уже в третий раз, успешно опробованы модели ускоренного продвижения инновационных открытий с помощью выставок.

«Экспоцентр» и Торгово-промышленная палата России как организаторы форума развивают взаимодействие с Фондом «Сколково» и в дальнейшем планируют сделать «Expopriority» лицом проекта «Сколково», в том числе в виде площадки-полигона для инновационной деятельности молодежи.


Возврат к списку

Рекомендуем

Малькевич Владислав Леонидович Выставки как ускоритель
«Российская газета», 24 декабря 2010 г.


МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Охрана изобретений на выставках «Экспоцентра»
«Известия», 21 декабря 2010 года

МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Живая связь
Известия», 24 сентября 2010 г.


МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Малькевич Владислав Леонидович Выставочный приоритет. Продвижение инноваций с использованием прямого выставочного маркетинга

МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Говоров Леонид Владимирович Основные направления конгрессной деятельности в Москве


ГОВОРОВ Леонид Владимирович
Президент Московской ТПП