СПИРИДОНОВ Владимир Викторович

Спиридонов Владимир ВикторовичНесколько моментов, как мне представляется, важно отметить.

Вскоре после поездки в Шанхай делегации «Экспоклуба» выставку в сентябре 2010 года посетила делегация Всемирной ассоциации выставочной индустрии во главе с Полом Вудвортом, ее новым Исполнительным директором. Поездка состоялась при содействии Председателя Азиатско-Тихоокеанского отделения UFI Чен Цзян Цина, который также являлся заместителем Генерального директора координационного бюро «ЭКСПО-2010».

Официально о поездке мало что сообщалось, за исключением некоторых замечаний Пола Вудворта, которые он высказал в блоге UFI Live.

«Не часто, написал Пол Вудворт, вам довелось бы провести денек в окружении 625 тыс. человек одновременно. Можем ли мы, организаторы куда более скромных выставок, извлечь для себя хоть какой-то урок из увиденного?»

И далее он приводит слова Чен Цзян Цина, который, со ссылкой на грандиозные масштабы «ЭКСПО», сообщил следующее.

Первое: все службы и системы работали на пределе возможностей, но выдержали под натиском огромной толпы. Организация мероприятия в целом прошла гладко и доказала свою эффективность.

Из этого следует урок первый.


Будьте готовы моментально реагировать на неожиданное. Грамотное управление (навигация) и обслуживание посетительской массы – важный элемент успеха любой выставки.

Второе: посредством почасовой мобильной связи через SMS топ-менеджеры «ЭКСПО» были в курсе всего, что происходило на площадке.

Урок второй.


Топ-менеджмент должен постоянно знать, что и как происходит на выставке, чтобы быть готовым оперативно принять любое решение.

Третье: наиболее успешными на «ЭКСПО» были простые павильоны, нередко содержащие в себе одно лишь послание, но сильное и доходчивое. Иначе у вас бы не было шанса хоть чем-то запомниться в ошеломляющем потоке информации, впечатлений и людей.

Отсюда урок третий.


Чтобы ваше послание достигло цели и произвело эффект, выразите его просто и сильно.

Все эти наблюдения очень точны и могут быть использованы на любой выставочной площадке мира.

Как известно, в завершение Всемирной универсальной выставки ее участники приняли совместную Шанхайскую декларацию, в которой собраны основные предложения и рекомендации, высказанные во время международных форумов на «ЭКСПО-2010».

Шанхайская декларация предлагает, в частности, обеспечить сбалансированный рост развития городов и сельских районов, создать ориентированную в будущее экологическую цивилизацию, обеспечить сохранность культурного и исторического наследия, создать информационную базу по лучшим городским практикам, продемонстрированным на Всемирной выставке.

Россия передала свои предложения и рекомендации для включения их в Шанхайскую декларацию. Они изложены в Национальном докладе «Развитие городов: итоги «ЭКСПО-2010». Взгляд из России», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, ТПП РФ.

Мне видится весьма полезным, чтобы выставочники внимательно изучили этот актуальный и очень интересный документ. Содержащаяся в нем информация может быть использована для наполнения тематических разделов организуемых выставок и конгрессных мероприятий по актуальным научным, научно-техническим и инновационным направлениям развития современного общества.

Это стало бы реальным вкладом выставочного сообщества в пропаганду и реализацию идей, проектов и технологий для решения проблем охраны окружающей среды, исторического, культурного наследия и устойчивого развития.

В каждой стране сложился свой подход к организации выставочного бизнеса, но неизменно то, что большинство стран признает большое значение выставочной деятельности для развития национальной экономики.

Поэтому ведущие промышленно развитые страны Запада, включая США, Канаду, Германию, Италию, Францию, Испанию, а также Китай и новые индустриальные страны активно поддерживают, контролируют выставочную деятельность и участвуют в ней.

Формы участия государства могут быть разными – от мер по продвижению товаров национального экспорта на международных выставках до управления или владения выставочными комплексами и строительства ультрасовременной выставочной, конгрессной и вспомогательной инфраструктуры.

В России также признается значимость выставочной деятельности для экономики и называется несколько форм ее поддержки: организационная, финансовая и информационная. Однако системного подхода к этому вопросу до сих пор не выработано. Можно ли говорить о каких-то действенных мерах по регулированию выставочно-конгрессной деятельности в интересах государства, если в нашей стране до сих пор отсутствует завершенная концепция выставочно-ярмарочной деятельности, т.е. понимание или система взглядов на развитие этой деятельности?

Заинтересованная государственная поддержка – это не только финансирование (полное или частичное) участия национальных производителей в зарубежных выставках и организация российских национальных экспозиций за рубежом или патронат выставок. Но это:

– создание адекватной правовой базы для обеспечения нормального функционирования отрасли;
– создание современной выставочной инфраструктуры, а также транспортной, гостиничной и прочей инфраструктуры, обслуживающей выставочный бизнес;
– создание системы подготовки выставочных кадров;
– укрепление национальных выставочных брендов международного класса;
– меры по контролю за деятельностью зарубежного капитала на выставочном рынке России и другие меры.

Допускаю, что во многих странах с развитым выставочным бизнесом вообще не существует таких документов, как «Концепция выставочно-конгрессной деятельности», но там есть четкое понимание вопроса и конкретные программы развития выставочного бизнеса в интересах национальной экономики. Ранее мне доводилось рассказывать о том, как после начала мирового финансово-экономического кризиса в августе 2008 года правительство Южной Кореи незамедлительно отреагировало на ситуацию, приняв уже в сентябре 2008 года закон «О развитии выставочной индустрии», предусматривающий государственное содействие отрасли по трем направлениям с указанием конкретных показателей и сроков их достижения.

Первое. Строительство и расширение выставочных комплексов и обслуживающей их инфраструктуры. В этом направлении было предписано ввести дополнительно в строй до 2012 года более 90 тыс. выставочных площадей.

Второе. Создание благоприятных условий для развития национальных выставочных проектов международного класса. В этом направлении было поручено создать к 2012 году ряд национальных выставок с мировыми брендами, организовав конкурс выставок-претендентов по 21 товарно-тематической группе товаров промышленного назначения, и оказать содействие в разработке стратегий развития каждой выставки.

Третье. Систематизация и стандартизация выставочной индустрии в целях совместимости отрасли с действующими отраслевыми стандартами и техническим регулированием. Эту работу предписывалось также завершить до 2012 года при финансировании части связанных с этим расходов.

Другой пример, связанный со знакомством делегации «Экспоклуба» с работой крупнейшего выставочного комплексов Азии SNIEC или нового Шанхайского международного выставочного центра.

Еще три года назад в адрес SNIEC звучала критика по поводу отсутствия рядом с комплексом отелей. В настоящее время комплекс предлагает 11 гостиниц на расстоянии от 3 до 10 минут езды на автомобиле и еще 4 гостиницы на расстоянии от 15 до 45 минут езды.

Вопрос гостиничного обеспечения комплекса SN IEC решался на государственном (муниципальном) уровне. Планом развития делового района Пудонг в Шанхае предусматривалось преодоление нехватки гостиничной, офисной, торговой и развлекательной инфраструктуры в непосредственной близости от комплекса SN IEC.

Во исполнение этой задачи рядом с комплексом построены два крупных многофункциональных гостиничных и торгово-развлекательных комплекса. Площадь только одного из них Shangri-La’s Kerry Centre составляет 230 тыс. кв. м, включая 2 отеля высотой в 31 и 26 этажей, 39-этажное офисное здание и крупный торговый молл площадью 40 тыс. кв. м.

Примечательно, что при всей активности ведущих западных операторов на китайском выставочном рынке, таких как UBM, Reed Exhibitions и Messe Frankfurt, большая доля рынка принадлежит не им, а государственным структурам Китая – Центру внешней торговли и Совету по развитию международной торговли, которые значительно превосходят западных конкурентов по оборотам от организации выставок в Китае.

А как обстоит дело в либеральном Гонконге – приверженце полного невмешательства государства в бизнес?

И там крупнейшим игроком выставочного рынка является квазигосударственная структура – Совет по развитию торговли Гонконга, главной задачей которого является продвижение Гонконга как крупнейшего центра международной торговли. Обороты Совета от развития торговли Гонконга в результате выставочной деятельности втрое превышают обороты крупного иностранного конкурента – компании UBM Asia. К тому же Совет по развитию торговли является совладельцем главной выставочной площадки – Конгрессно-выставочного центра Гонконга.

Если учесть, что вторым совладельцем этого огромного ультрасовременного комплекса является правительство специального административного района Сянган, то становятся понятными масштабы участия государства в выставочном бизнесе Гонконга.

Кстати, бессменным управляющим директором Конгрессно-выставочного центра Гонконга на протяжении последних 15 лет является Сliff Wallace – бывший президент UFI.

Не так давно UFI провела исследование по вопросу господдержки выставочного бизнеса в странах Азии. В последние годы этот выставочный регион развивается наиболее динамично и привлекает пристальное внимание со стороны всего выставочного сообщества.

В исследовании отмечается, что еще до наступления мирового финансового кризиса правительства стран Азии усилили поддержку конгрессно-выставочного бизнеса в своих странах. Эта поддержка оказывалась в следующих формах:

– прямые субсидии выставочным операторам на организацию и проведение новых выставочных проектов;
– размещение госзаказа на новые выставочные проекты;
– прямые субсидии организаторам выставок на проведение рекламных кампаний по привлечению зарубежных байеров;
– финансирование мероприятий в расчете на так называемых hosted buyers, или привилегированных целевых покупателей, включая полную или частичную оплату их поездки на выставочное мероприятие в целях заключения сделок по закупке товаров;
– распространение по государственным каналам информации в расчете на потенциальных участников выставок: об организаторах выставочных и конгрессных мероприятий, о календаре выставочно-конгрессных мероприятий в стране;
– организация обучения и подготовки национальных кадров в области выставочной деятельности;
– финансирование участия в выставках производителей и экспортеров товаров.

Страны, где такая поддержка уже оказывается, – Гонконг, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Макао. Аналогичные меры принимаются и в других странах региона.

Мы понимаем, что насильно мил не будешь, но, может быть, и нам самим, российским выставочникам, пока не удалось достаточно ясно, с цифрами в руках объяснить власти, какую пользу приносит выставочный бизнес экономике – с точки зрения привлечения инвестиций, пополнения бюджетов всех уровней, создания рабочих мест, притока делового туризма и т.д., не говоря уже о торговом обмене. Я думаю, что нам необходимо выработать критерий оценки вклада выставочного бизнеса в российскую экономику, подсчитать этот вклад и донести информацию до власти.

Пока же призываю изучать и перенимать зарубежный опыт участия государства в выставочном бизнесе. Не случайно это происходит в странах с высоким уровнем инвестиций, высокой долей обрабатывающей промышленности в ВВП и высокой долей готовой продукции и технологий в национальном экспорте.

Н.В. СЕРЕБРОВСКАЯ

Смотрите, получается очень интересно. Третьим вопросом сегодняшней нашей встречи как раз был запланирован вопрос государственной поддержки. Мы этот вопрос убрали и поставили вопрос сайта, но смотрите, как получается.

Скольких людей этот вопрос волнует! Мы продолжаем его обсуждать, несмотря на то что продвигается он тяжело, сложно.

Может быть, все-таки когда-нибудь нам собраться и обсудить этот вопрос отдельно, серьезно, со всеми выкладками, подходами, выходами? Чтобы можно было предложить какие-то реальные инструменты.

Я знаю, господин Спиридонов рассказывал очень интересные вещи на одном из прошлых заседаний рабочей группы «Экспоклуба», когда мы обсуждали вопрос господдержки в Китае. Любопытнейшие же вещи! Ведь мало кто об этом знает. Обсуждая вопрос, что делается и чего не делается у нас в Российской Федерации, можно привести массу очень реальных примеров из зарубежной практики, с которыми выйти уже непосредственно на наше Правительство.


Возврат к списку