ГУБЕРНАТОРОВ Владимир Алексеевич

Губернаторов Владимир АлексеевичОдин из трендов выставочной деятельности – поиск новых форм взаимодействия органов власти и выставочников. Но не надо забывать о ресурсах совершенствования имеющихся форм взаимодействия. Один из таких ресурсов – поддержка выставок министерствами и ведомствами. В ноябре прошлого года состоялось первое заседание Экспертного совета, созданного по инициативе Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы.

Готовясь к этому заседанию, мы проанализировали, как вообще строится на сегодняшний день система работы по поддержке министерствами выставок и что она собой представляет. Конечно, ситуация очень печальная. Прежде всего тем, что никакой системы в этой работе нет. Каждое ведомство имеет собственный взгляд и собственный подход.

На сегодняшний день даже нет единой сводной информации обо всех выставках, поддерживаемых министерствами и ведомствами. Наиболее целенаправленно и системно эту работу ведут Минпромторг и Минобрнауки: на сайтах этих двух ведомств есть положения, по каким критериям определятся поддержка выставок. Есть на каждый год (правда, на 2011 год они еще не разместили информацию, но, по крайней мере, на 2010 год эти критерии были на сайте) перечни всех поддерживаемых выставок.

На сайте Минпромторга даже указывается, в каком формате осуществляется поддержка: участие в открытии, участие представителей министерства в мероприятиях деловой программы, работа с экспонентами и т.д. К сожалению, этой практикой не пользуются такие министерства, как Минтранс, Минсельхоз, Минсоцздравразвития и Минсвязи. Нет даже информации полной, нет перечня выставок, которые поддерживаются.

Этот вопрос выпал из поля зрения и Межведомственной комиссии по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности. Представляется целесообразным через представителей выставочного сообщества в составе комиссии инициировать рассмотрение этой темы и навести порядок, обеспечить прозрачность критериев поддержки выставок всеми министерствами и ведомствами.

В этой связи есть еще один вопрос.

Критериев может быть много, но есть один очень важный критерий, о котором много сейчас говорила Людмила Сергеевна Смородова. Это статистика. Для нашего государства выставочной индустрии в стране не существует. Нет в государственной статистике ни одного показателя, характеризующего выставочную деятельность. Откройте на сайте того же Минпромторга годовые отчеты: кроме национальных выставок и экспозиций за рубежом с бюджетным финансированием статистических данных о выставках нет.

Статистические данные собирают и обобщают РСВЯ, ТПП РФ. Но эти данные собираются инициативно через членскую структуру этих организаций и не являются обязательной отчетностью для всех участников рынка. Они не являются обязательным критерием при проведении конкурсов на организацию экспозиций или при принятии решений о поддержке выставки.

Сегодня точно сказать, сколько всего в России проведено выставок, сколько было российских и зарубежных экспонентов в целом на всех выставках России, сказать не может никто.

Поэтому предлагаю на одно из заседаний «Экспоклуба» в этом году, пригласить представителей Росстата, Межведомственной комиссии и обсудить вопрос о необходимости, целесообразности и формате той статистики, которая должна быть в государстве и использоваться государственными органами и самими участниками рынка для развития нашей отрасли.

И.Г. БЫЧКОВ

Дополняя такую очень прочувствованную и серьезную речь Владимира Алексеевича, я хочу сказать следующее. Этот вопрос (оказания поддержки выставочным мероприятиям), совершенно очевидно, уже давно назрел. Он только за последние три месяца поднимается третий раз на мероприятиях разного уровня и вот теперь на заседании «Экспоклуба». В ноябре я проводил круглый стол на мероприятии, которое называется «Выставочный Петербург», по вопросу о поддержке выставочных мероприятий: кто, как, зачем.

Также и на выездном заседании выставочного комитета РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей), которое проходило в октябре 2010 года в Екатеринбурге, обсуждался этот вопрос. В данном контексте хочется сказать о том, что совершенно справедливы слова, что отсутствует статистика, нет понимания целей и задач поддержки.

Недопустимы случаи, когда:
– сторона, оказывающая поддержку, не полностью выполняет свои обязанности, которые прописаны в договорах;
– совершенно необоснованна стоимость этой поддержки.

Практически во всех документах, которые оформляются при оказании поддержки, всегда есть проигравшая сторона. И это тот, кого поддерживают. На него возложены все обязанности, на нем все оплаты. А тот, кто поддерживает, не отвечает ни за что. Мы с этим начинаем разбираться.

Одним из эффективных видов воздействия на такие организации, которые начинают зарабатывать на этом деньги, мы видим отказ от поддержки. Что мы и начали практиковать с прошлого года. Спасибо.

С.Н. ТРОФИМОВ

Тоже интересна ваша ремарка. Вы знаете, уважаемые коллеги, дело все в том, что здесь мы сейчас выступаем, и наши выступления, наши предложения не остаются бесследно, активно «твиттеряне» через Twitter передают это в Интернет, и многие теперь могут ознакомиться с тем, что происходит у нас в «Экспоклубе».


Возврат к списку