СМОРОДОВА Людмила Сергеевна

Смородова Людмила СергеевнаВ течение всего 2010 года благодаря новой внедренной системе оперативного сбора статистики мы проводили ежеквартальный мониторинг выставочной деятельности членов РСВЯ, что позволяло нам отслеживать текущую ситуацию на выставочном рынке.

Сейчас мы подвели предварительные итоги года. Насегодняшний день члены Союза предоставили информацию почти по всем выставочным проектам, прошедшим в 2010 году (95,8%).

Мы имеем данные по 1057 выставкам, что уже сейчас больше, чем в 2009 году, когда организаторами выставок – членами РСВЯ было осуществлено 1035 выставочных проектов.

Уже сейчас, без учета данных по 4,2% выставок, мы наблюдаем увеличение площади нетто на 17%, она составила 1 695 056 кв. м.

Число экспонентов превысило уровень 2009 года. На сегодня результаты 2010 года по экспонентам такие: общее число экспонентов – 109 558 (+4,4%), в том числе отечественных – 95 813 (+4,1%), иностранных – 13 745 (+6,5%).

Совокупный анализ числа экспонентов и выставочной площади нетто показывает, что на одного участника выставок приходится 15,5 кв. м площадей, что превысило 13,8 кв. м на участника – показатель 2009 года.

В 2010 году выросло число посетителей до 9,6 млн человек. Также мы наблюдали самое большое стран стран-участниц (115) за последние годы. Среди стран, которые не принимали участие в выставках в 2009 году, а также вообще новых стран были следующие: Афганистан, Багамские острова, Бахрейн, Белиз, Бирма, Грузия, Йемен, Кувейт, Непал, Никарагуа, Уганда, Ямайка.

Что касается стран Скандинавии, то у них интерес к российским выставкам несколько снизился по сравнению с 2009 годом. Они приняли участие в 503 выставках (524 в 2009 году). Но участие финских компаний, напротив, выросло почти на 6%. Чаще всего финские экспоненты принимали участие в выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Краснодаре.

Среди выставок с наибольшим числом экспонентов из Финляндии следующие: «Нефтегаз» (ЦВК «Экспоцентр», Москва), «Российский промышленник» (ОАО «Ленэкспо», Санкт-Петербург), «Южный архитектурно-строительный форум» (ООО ВЦ «Краснодарэкспо», Краснодар), «Металл-Экспо» (ЗАО «Металл-Экспо», Москва), «Лесдревмаш», «Кольский партнериат» (АНО «МурманЭКСПОцентр», Мурманск), «Балтийская строительная неделя» (ООО «Примэкспо»).

Среди тенденций выставочного рынка можно отметить рост числа выездных выставок, организованных членами РСВЯ в 2010 году. География таких выставок расширяется. Если в 2009 году такие организаторы выезжали в 9 городов, то в 2010 году было реализовано 45 проектов в 14 городах России и Казахстана.

Нельзя не отметить тенденцию к приобретению российских выставочных проектов международными компаниями. К примеру, за последние годы группа компаний ITE приобрела портфель выставочных мероприятий в Новосибирске («Сибирская ярмарка»), строительную выставку «Интерстройэкспо» в Санкт-Петербурге, выставки компаний «Глобал Экспо», ЗАО «МВК».

Несмотря на в целом положительные итоги 2010 года, для достижения уровня докризисного 2008 года предстоит «добрать» порядка 300 000 кв. м выставочной площади нетто, 8000 экспонентов, 2 млн посетителей.

По собственным оценкам российских организаторов, 2010 год оказался успешным для большинства из них.

Наш мониторинг ситуации на выставочном рынке в 2010 году и предварительный анализ итогов года показывают тенденцию к укрупнению выставочных проектов ведущих российских организаторов.

На протяжении всего прошлого года мы отмечали тенденцию к укреплению лидеров рынка. Очевидно, такая же тенденция сохранится и в 2011 году. Анализ выставок площадью нетто более 3000 кв. м показал, что у большинства из них отмечен прирост площади нетто от 10% до 200%. Наиболее значительный рост продемонстрировали следующие проекты: «Новый русский стиль / New Russian Style» (ЗАО «ВО «РЕСТЭК»), «Иппосфера» (ОАО «Ленэкспо»), «Металлообработка» и «Связь-Экспокомм» (ЦВК «Экспоцентр»), «Агроферма» (ГАО «ВВЦ»), «Металлургия-Литмаш» (ЗАО «Металлэкспо») и «Уголь России и майнинг» (ЗАО «Кузбасская ярмарка»).

На 2011 год российскими членами РСВЯ запланировано проведение 1149 выставок. По сравнению с 2010 годом намечается небольшой рост. На 9,6% больше выставок планируется провести в Санкт-Петербурге, на 2,2% – в Москве.

Регионы, однако, сокращают число выставок (–2%). Мы объясняем это укрупнением выставочных проектов, объединением нескольких небольших проектов в один, а также отказом от проведения нерентабельных проектов.

Исходя из представленной членами РСВЯ информации по выставкам 2011 года, как и в прежние годы, наибольшее число выставок проводится по таким тематикам, как «Строительство», «Здравоохранение», «Текстиль», «Сельское хозяйство».

Возросло число инновационных и инвестиционных проектов (почти в 3 раза по сравнению с 2010 годом).

Заметно растет интерес к выставочному проекту «Экспоприоритет» «Экспоцентра», увеличивается число выставок по таким тематикам, как «Химия», «Судоходство и кораблестроение», «Этикетка. Тара. Упаковка», «Культура и искусство».

В то же время в 2011 году будет проводиться меньше выставок по тематикам «Защита окружающей среды», «Деревообработка», «Мебель». В очередной раз подтверждается аксиома, что выставки являются отражением экономики. Е.М. Примаков в своем докладе, опубликованном в «Российской газете», отметил, что наибольший спад производства произошел уже к концу 2008 года в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении. Это подтвердилось и данными выставок по соответствующей тематике. Их площадь нетто сократилась почти в 2 раза. На 2011 год, однако, организаторами запланировано большее число выставок данной тематики.

Представляется целесообразным говорить об общей направленности развития выставок в соответствии с экономической ситуацией в стране, при этом темпы их роста не кореллируют между собой.

В 2009-м кризисном году при падении промышленного производства на 10% снижение выставочной площади нетто выставок составило в среднем 30%, в 2010-м, при выравнивании экономической ситуации в стране (рост промышленного производства 8,4%), наблюдается прирост площади нетто на 5%. Соответственно, в 2011 году, при прогнозируемом приросте промышленного производства на 3,9%, мы ожидаем дальнейшего роста выставочного рынка в целом.

Среди основных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в 2011–2013 гг. можно выделить следующие:

– обеспечение инновационного развития и поддержку высокотехнологичных секторов экономики;

– развитие транспортной инфраструктуры;

– быстрое наращивание расходов в сфере обороны и обеспечения безопасности с учетом необходимости масштабного перевооружения, увеличения закупок современного вооружения и военной техники;

– совершенствование бизнес-среды, поддержку малого бизнеса.

Соответственно, ожидается дополнительный рост выставок по указанным направлениям.

Наши задачи

Наша основная задача как отраслевого объединения – курс на усиление взаимодействия с органами власти, ТПП РФ, отраслевыми ассоциациями в реализации стратегии основных направлений развития выставочного бизнеса. Я штрихом коснусь лишь некоторых из них. Это развитие выставочных площадей, продвижение, качественный сервис, работа по повышению конкурентоспособности выставочных проектов. Это отражено в плане работы Союза на 2011 год.

О выставочных площадях

Наболевшей проблемой, неоднократно обсуждавшейся участниками выставочного сообщества, является нехватка специализированных выставочных центров и несоответствие многих из действующих центров международным стандартам. Прежде всего, данная проблема затрагивает регионы. Вопрос же строительства современных центров с соответствующей инфраструктурой упирается в финансирование.

Необходима федеральная программа строительства и модернизации выставочных комплексов в регионах.

Но проблема существует не только в регионах, но и в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку для проведения мероприятий на высоком международном уровне необходима соответствующая современная инфраструктура выставочных площадок. Площадок с такой инфраструктурой сегодня не хватает.

Этот вопрос поднимался и нашел свое отражение в резолюции 3-й Всероссийской конференции «Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность и модернизация экономики России».

В работе нашего Союза развитие материально-технической базы также выделено как одно из главнейших направлений. (Ответственный за данное направление работы в РСВЯ – Скруг В.С.)

О продвижении

Здесь речь идет о двух направлениях – продвижении самих членов Союза и продвижении выставочных проектов. В рамках работы по данному направлению мы продолжим взаимодействие с профильными министерствами, ТПП РФ, РСПП, наши встречи с представителями федеральных и местных органов власти. Что касается органов власти, нам постоянно приходится доказывать, казалось бы, известные истины о влиянии выставок на экономику регионов и России в целом. Уже несколько лет мы говорим о необходимости проведения исследования, которое обозначило бы все аспекты такого влияния. Такое исследование значительно подкрепило бы и нашу аргументацию при работе с государственными структурами.

В настоящее время прорабатывается возможность проведения такого исследования совместно с ТПП РФ. (Ответственный за данное направление работы в РСВЯ – Трофимов С.Н.)

В вопросах продвижения важна масштабная рекламная кампания, профессиональная программа такой кампании уже была разработана несколько лет назад. Полная ее реализация уперлась в деньги.

Многие позиции этой программы актуальны и сейчас. В плане нашей работы - доработка данной программы.

Но даже бесплатные ее возможности пока используются не полностью. Все наши предложения размещены на сайте, постоянно обновляются и рассылаются членам РСВЯ.

Одним из главных инструментов продвижения деятельности членов Союза являются наши издания, в которых постоянно подчеркивается роль выставок как комплексного и эффективного инструмента маркетинга.

Наши издания – русско-английский каталог «Выставки. Ярмарки», англоязычное издание «Приглашаем к сотрудничеству», Статобзор, а с этого года и брошюры «В помощь экспоненту» – хорошо известны и востребованны.

В 2011 году мы начали работу над принципиально новым русско-английским изданием о выставочных центрах России. Мы планируем показать привлекательность России как выставочной площадки, преимущества наших выставочных центров, особенности их работы, экономическую и туристическую привлекательность регионов, в которых функционируют выставочные центры членов РСВЯ.

Традиционно мы публикуем информацию о выставках со Знаком в буклете «Лучшие выставки». С этого года наряду с электронной версией статистического обзора выставочной деятельности членов РСВЯ мы будем выпускать русско-английское печатное издание по выставкам, прошедшим аудиторскую проверку. В целях продвижения выставочных проектов, повышения их конкурентоспособности мы будем и далее продвигать аудит выставочных мероприятий. С начала введения аудита проверку в России прошли 429 выставок членов РСВЯ, в том числе в 2010 году аудиторскую проверку прошли 89 выставок членов РСВЯ на площади 453 244 кв. м, что составило 29,4% от общей площади нетто всех выставочных мероприятий 2010 года. То есть аудит пока развивается не теми темпами, какими нам бы хотелось.

На 2011 год пока запланировано 50 плановых аудиторских проверок.

О сервисе

Качественный сервис становится одним из ключевых факторов при принятии экспонентом решения о его участии в отдельно взятом мероприятии. Это особенно касается зарубежных участников.

Что касается работы по повышению качества самих выставочных проектов, то мы планируем сосредоточить усилия на одном из основных направлений – обучении специалистов выставочной индустрии, для чего необходима научно обоснованная методика обучения специалистов-выставочников, система обучения с охватом регионов, организация тренингов для выставочного персонала, семинаров для экспонентов.

Это также нашло отражение в резолюции 3-й Всероссийской конференции.

Здесь мы будем работать совместно с Минобрнауки, ТПП РФ. Важным аспектом качественного сервиса является использование всех возможных маркетинговых инструментов для привлечения целевых посетителей, один из которых – аудит баерского потенциала, организованный и осуществляемый фирмой «РуссКом Ай-Ти Системс». Мы будем продвигать его и в этом году. Все мы осознаем, что акцент организаторов выставок должен сегодня делаться на борьбе за посетителей, на качестве контактов на выставке.

В своем выступлении я постаралась коротко осветить предварительные итоги выставочно-ярмарочной деятельности за 2010 год, обозначить ряд основных задач, которые нам предстоит решать в ближайшее время. Основным же прогнозом на год является то, что положительная динамика, которую мы наблюдаем по итогам 2010 года, сохранится и в 2011 году.


Возврат к списку