ОСТРОВСКАЯ Дарья Аркадьевна

Островская Дарья АркадьевнаДобрый день, уважаемые коллеги. Я бы хотела рассказать о трендах и тенденциях 2010 года в индустрии встреч, к которой мы относим конференции и конгрессы, встречи деловые и инсентив-программы, и об ожидания участников рынка на 2011 год.

Каким же был 2010 год? Наверное, его можно сравнить со всем известным стаканом воды, который для кого-то является наполовину пустым, а для кого-то – наполовину полным. Выступая на выставке EIBTM в декабре 2010 года, известный аналитик в области MICE Роб Девидсон сказал: «2010 год войдет в историю как год, когда индустрия встреч, следуя за глобальной экономикой, стала с оптимизмом смотреть в будущее. Это был год, когда игроки рынка смогли адаптироваться к новым реалиям медленно возрождающейся мировой экономики, научились работать эффективно в существующих условиях».

Ровно год назад мы так же собирались в этом зале. Было несколько выступлений касательно MICE-индустрии. Чего мы ожидали от нее в 2010 году? Во-первых, уменьшения или, в лучшем случае, сохранения достигнутого числа мероприятий.

Сокращения средней продолжительности мероприятий. Снижения расходов на проведение мероприятий со стороны клиентов, в первую очередь, за счет сокращения количества привлекаемых подрядчиков. Поиска более конкурентоспособных предложений. Изменения места проведения мероприятий и т.д. Многие эксперты ожидали сокращения времени подготовки мероприятия, в том числе времени на рассмотрение и оценку коммерческих предложений от операторов. Было это вызвано тем, что клиенты боялись рисковать, и подходили к планированию мероприятий очень осторожно. Высказывались мнения относительно того, что на смену мероприятиям с персональными встречами придут онлайн-мероприятия и виртуальные мероприятия, которые полностью или в большей степени заменят мероприятия так называемые face-to-face.

Что нам принес 2010 год? Во-первых, в противовес всем высказываниям произошел рост общего числа мероприятий, в том числе по мероприятиям ассоциаций, по которым изначально давали очень пессимистичные прогнозы. Так, согласно некоторым исследованиям, только 35% опрошенных сказали, что собираются ограничить участие своих компаний в каких-либо мероприятиях либо ограничить число проводимых ими мероприятий. В 2009 году на этот же вопрос положительно ответили 44%.

Действительно, произошло сокращение средней продолжительности мероприятий. Это можно было наблюдать по таким параметрам, как, например, сокращение среднего числа ночей, проводимых участниками в отелях. Если раньше это было шесть с половиной ночей, то в 2010 году – четыре ночи. Была изменена программа мероприятий. Если раньше программы были очень насыщенны с точки зрения развлекательной части, приемов, гала-ужинов, то сегодня эта часть значительно сокращена. Клиенты стали больше уделять внимания обучающим и корпоративным программам.

Сократились расходы на проведение мероприятий за счет получения более низких цен от подрядчиков. Очень много говорят, по крайней мере за рубежом, о том, что цены не поднимались начиная с 2008 года. Все клиенты требуют очень высоких скидок, ведут достаточно жесткие переговоры. Думаю, что многие из вас это на себе, возможно, ощутили.

Кроме того, сменилась дислокация мероприятий. Очень много мероприятий было переведено из загородных отелей и клубов в городские отели. Были сокращены расходы на проживание участников мероприятий, в среднем на 16%. Кроме того, значительное число мероприятий было проведено в том месте, где расположен офис клиента. То есть резко сократилось число выездных мероприятий.

Было сокращено время подготовки мероприятий. Можно на примере США это рассмотреть. Бронирование залов для мероприятий сегодня происходит за 30–45 дней до его начала. Это очень маленький срок, даже для конференции. Что касается использования новых технологий при организации мероприятия, в частности каких-то виртуальных инструментов, здесь существуют два аспекта.

С одной стороны, растет популярность социальных медиа. Так, во время EIBTM был организован опрос. Согласно его данным 51% опрошенных подтвердили частое использование социальных медиа. При этом, как правило, их используют как маркетинговый инструмент. Наиболее популярными являются Linked.in, Facebook и какие-то собственные разработки, которые внедрены на корпоративных сайтах. При этом на вопрос о намерении провести виртуальное или хотя бы смешанное мероприятие утвердительно ответили лишь 7,8%. В принципе, тенденции говорят о том, что компании не планируют в будущем делать значительные вложения в эти разработки.

Наблюдался рост значимости социальной ответственности компаний. Особенно явно это видно у зарубежных организаторов. Сегодня использование «зеленых» технологий при организации мероприятий является уже не просто дополнительным плюсом для компании, например, при участии в тендере, но зачастую становится обязательным условием. Вот небольшая схема, представленная ассоциацией MPI , которая отображает тренды 2010 года (демонстрация на схеме).

Чего нам ждать от 2011 года? Во-первых, ожидается рост индустрии MICE в целом. 70% участников согласно опросам оптимистично смотрят на результаты своей деятельности в 2011 году и планируют рост заказов. Планируется увеличение бюджетов клиентов мероприятий в среднем на 5–6%. Как я уже говорила, с 2008 года цены операторов-поставщиков не поднимались, и впервые за долгое время участники начали говорить о том, что цены будут пусть ненамного, но увеличены. Это обусловлено достаточно прогнозируемым стабильным спросом в 2011 году на мероприятия.

Какие же перспективы России на 2011 год в рамках индустрии MICE? Все аналитики говорят о том, что страны БРИК набирают обороты и становятся наиболее привлекательными для проведения мероприятий. В России с этой точки зрения достаточно много преимуществ, таких как культурные особенности, большая доступность страны, наличие развитой отрасли промышленности, развитие научных направлений.

Более того, около 20% опрошенных потенциальных заказчиков отнесли Россию к возможному рынку для развития их компаний. 12% подтвердили готовность проводить свои мероприятия в России. Нам есть к чему стремиться.

Согласно данным ассоциации ICCA в рейтинге благоприятных для проведения конгрессов городов мира Москва занимает 89-е место, а Санкт-Петербург – 78-е.

Какие факторы могли бы повлиять на то, чтобы 2011 год стал для индустрии MICE в России удачным? Во-первых, это рост экономики в целом и низкая стоимость услуг. По крайней мере, 60% опрошенных отметили именно этот фактор.

Упрощение визового режима. Отвечая на вопрос Сергея Николаевича о том, как это может отразиться на выставочной индустрии, могу сказать, что 41% отнесли этот фактор к наиболее значимым для принятия решения о проведении мероприятия в России. Рост социальной ответственности российских компаний. Оптимизация авиасообщения. Использование экологических стандартов при проведении мероприятий. Высокий профессионализм сотрудников, привлекаемых к проведению мероприятий.

Это краткий обзор того, каким был 2010 год и каким, как мы ожидаем, будет 2011 год. От имени «РЕСТЭК Events» желаю, чтобы для вас 2011 год ассоциировался с только полным стаканом воды.

РЕПЛИКА

У меня вопрос есть, можно? А каким образом стакан наполнился?

Д.А. ОСТРОВСКАЯ

За счет тех факторов, которые были. Действительно, хотелось бы, чтобы Россия все-таки поднялась в существующем рейтинге благоприятных для проведения конгрессов стран с 78-го и 89-го места и вошла хотя бы в десятку лидеров.

С.Н. ТРОФИМОВ

Спасибо большое, Дарья Аркадьевна. Я хотел бы попросить Владислава Леонидовича сказать несколько слов в завершение нашего первого раунда. Подвести некие промежуточные итоги.

В.Л. МАЛЬКЕВИЧ

Хотел бы выразить глубочайшее удовлетворение атмосферой обсуждения, подготовкой, поблагодарить в том числе «РЕСТЭК» за то, как представлены все материалы, оформление, синхронный перевод. Это конечно, хороший уровень, который заслуживает слов благодарности.

Часть вторая

С.Н. ТРОФИМОВ

Сейчас вторая часть. Состоятся не менее интересные сообщения по теме трендов и прогнозов, оценки перспектив и предварительных итогов 2010 года. Также будут высказаны свои соображения по итогам Всемирной выставки в Шанхае 2010 года. Мы начинаем работать.

Вы знаете, у нас во второй части заседания принимает участие Генеральный консул Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге господин Се Сяоюн.

Мы хотели бы его поприветствовать.


Возврат к списку