КУЦ Оксана Николаевна

Куц Оксана НиколаевнаСпасибо большое. Насколько я представляю, по программе у нас с этим докладом выступает Владислав Леонидович. Нет? Ясно. Тогда будем штурмовать поставленные задачи.

Я хочу с гордостью поделиться теми результатами, с которыми пришел «Экспоцентр» к концу 2010 года.

Для выставочно-конгрессной индустрии России 2010 год был непростым и потребовал от компаний отрасли полной самоотдачи. Вместе с тем затраченные усилия, как мы считаем, дали положительный результат. Сейчас окончательные итоги года по выставочной отрасли еще обобщаются Российским союзом выставок и ярмарок, ТПП РФ. Однако, по предварительным экспертным оценкам, рост площади выставок по показателю нетто будет составлять по отрасли 5–7%, в сравнении с 2009 годом. Если говорить об «Экспоцентре», то за 2010 год выставочно-конгрессная площадь выросла на 16%. В 106 выставках, проведенных на нашем выставочном комплексе (из них 50 – собственные и совместные), приняли участие около 26 тыс. экспонентов. Коэффициент оборачиваемости выставочной площади составил 18 (в 2009 году – 17). Выставочные и конгрессные мероприятия в 2010 году посетили более 2 млн человек.

Можно с уверенностью говорить, что выставочная отрасль успешно прошла проверку на зрелость в кризисный период. Российский и зарубежный бизнес сохранил интерес к участию в наших выставках. Это стало возможным благодаря общей стратегии работы в условиях кризиса, выработанной выставочным сообществом. Очень полезными оказались неформальные дискуссии, обмен опытом (или, как любят говорить некоторые наши коллеги, «Best Practice»), которые проходили в рамках «Экспоклуба».

В кризисный период, в условиях, когда выставочный бизнес «просел» по отдельным направлениям на одну треть, ситуацию удалось изменить путем принятия экстренных мер по корректировке как выставочных программ, так и самих выставочных проектов, их тематики, преференций экспонентам и посетителямспециалистам, оптимизации расходов, что в конечном счете дало свои положительные результаты.

Главным достижением этого периода мы считаем кардинальное изменение в выставочном сообществе в плане подходов к модернизации экономики и инновационной проблематике. Рассчитываем, что в наступившем году тренд инновационного наполнения выставочной деятельности как залог успешного развития отрасли сохранится. И не столько в силу политической конъюнктуры, сколько из-за прямой зависимости выставочной деятельности от состояния отечественной экономики, для которой динамичное инновационное развитие является единственной альтернативой превращению в сырьевой придаток развитых экономик.

В условиях, когда 13,5% основных фондов промышленных предприятий полностью изношены, замыкать инновационную проблематику для выставочников только на узком спектре двух-трех инновационных форумов и выставок IT, как предлагали некоторые, было неправильно. Мы поставили перед собой задачу преобразовать наши выставки в эффективный инструмент инноваций, который будет востребован отечественными компаниями, работающими в реальном секторе экономики, и их зарубежными партнерами, участвующими в наших выставках. Работая над этим вопросом, мы, прежде всего, постарались определить, какие составляющие делают выставку инновационной. Этому способствовала совместная работа специалистов «Экспоцентра», «Рестэк », представителей других выставочных компаний в составе рабочей группы ТПП РФ по разработке критериев инновационности выставки. В результате острых дискуссий, сотрудничества со специалистами, профессионально занимающимися развитием инновационной деятельности, разработано Положение об инновационных выставках, оно утверждено Комитетом ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров.

Еще в 2009 году «Экспоцентр», совместно с Торгово-промышленной палатой России, впервые провел Международный форум по интеллектуальной собственности «Expopriority». Этот форум положил начало новому направлению в деятельности нашей компании – совершенствованию механизма обеспечения временной правовой охраны объектов промышленной собственности в связи с их демонстрацией на выставках.

В 2010 году «Экспоцентр» последовательно продолжил работу в этом направлении. Мы ввели в практику выставочных смотров проведение предварительной экспертизы представленных изобретений на новизну и потребительский спрос.

Все расходы по экспертизе наша компания взяла на себя. «Экспоцентр» также выдает экспонентам-разработчикам Свидетельство о демонстрации экспоната на выставке. Такие «охранные грамоты» позволят им требовать для себя так называемую «льготу по новизне» при последующем патентовании изобретений, технологий и дизайнерских решений. В 2010 году наш форум получил официальную поддержку Совета Федерации, Роспатента и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

В текущем году для отечественной выставочной индустрии очень важно закрепить появившуюся позитивную динамику, чтобы выйти по основным показателям деятельности на уровень докризисного 2008 года. Прошедший 2010 год показал, что «Экспоцентр», как и целый ряд выставочных компаний – участников российского выставочного бизнеса, имеют для этого все основания.

Оценивая перспективы, уже сегодня хотелось бы отметить успешный старт нового 2011 года для ЦВК «Экспоцентр».

Так, выставка «Консумэкспо-2011. Зима», традиционно открывающая выставочную программу ЦВК «Экспоцентр», показала как уверенный рост числа участников (плюс 92 компании), так и рост площадей – на 16% относительно прошлого года.

Хочется отметить, что одновременно с выставкой «Консумэкспо-2011. Зима» состоялась крупнейшая встреча первых лиц рынка товаров народного потребления – IV Всероссийский форум поставщиков и ритейлеров товаров для дома, посуды, подарков и сувениров «Эффективные закупки, поставки, продажи-2011» c Центром Закупок Сетей™ non-food. В Центре Закупок Сетей™ nonfood 140 производителей и оптовиков провели более 1500 индивидуальных переговоров о поставках своих товаров в 25 международных, федеральных и региональных розничных сетей.

Крупнейший в году Центр Закупок Сетей™ стал главным событием программы Форума для поставщиков. Производители и дистрибуторы провели индивидуальные переговоры по предварительной записи.

Думаю, что мы продолжим наш успешный старт. На текущий год есть планы по новым выставочным проектам, есть планы по новым технологиям работы с нашими клиентами. Мы надеемся, что сегодняшняя встреча и обмен мнениями, обмен опытом позволят всем нам добавить в наш общий багаж что-то полезное, интересное.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что опыт зарубежных выставочных компаний крайне важен для российского выставочного рынка. Практика стажировки за рубежом, практика поездок на зарубежные выставки очень активно используется, в частности, и в бизнес-практике «Экспоцентра». Так, если не ошибаюсь, в 2010 году наши выставочники посетили порядка 23 выставок за рубежом. Мы считаем это очень важным для дальнейшего успешного развития бизнеса, так как пока, к сожалению, в России нет институтов, где можно получить специальное образование, что позволило бы держать высокую планку российского выставочного бизнеса. Мы учимся «с колес», мы учимся друг у друга, мы учимся самостоятельно. И, конечно, мы очень рады возможности услышать что-то новое, интересное, обменяться опытом в рамках таких мероприятий, как сегодняшняя встреча.

С.Н. ТРОФИМОВ

Я хотел задать два вопроса, по которым просьба высказать свое мнение всем выступающим.

В 2011 году, по оценке Администрации Президента в лице помощника по экономическим вопросам А.В. Дворковича, Россия имеет все шансы для вступления в ВТО. Это серьезный, большой шаг. Много «за». Но не меньше и «против».

Какова ваша оценка? Как это отразится на выставочной деятельности: положительно, отрицательно?

Второй вопрос касается дискуссий, которые, вполне возможно, приведут к отмене Шенгенских виз. Может быть, не в 2011-м, но в ближайшие годы. Российские граждане и, естественно (паритетно), «Большая Европа» смогут въезжать безвизово. Как, на ваш взгляд, отразятся эти два фактора на выставочной деятельности?

О.Н. КУЦ

Не секрет, что в выставках «Экспоцентра» (так исторически сложилось) всегда было существенное зарубежное участие. В высокие годы (я помню хорошо по выставке «Мебель») число зарубежных участников доходило до 67%. То, что сейчас идет речь о вхождении в ВТО, об урегулировании вопросов в отношении Шенгенских виз и т.д., – я полагаю, что это будет дополнительным стимулом, чтобы активизировался обмен новыми технологиями, новыми товарами. Сейчас я с сожалением вынуждена констатировать, что в 2010 году российское участие существенно сократилось, вернулось на исходные докризисные позиции. Что касается наших зарубежных участников, то мы чувствуем, что им пока еще достаточно сложно выйти из состояния кризиса. Показатели по зарубежному участию, к сожалению, пока не вышли на докризисный уровень.

Все, о чем вы говорили, как нам представляется, сыграет положительную роль в расширении зарубежного участия в выставках в России.

С.Н. ТРОФИМОВ

Я хотел бы попросить высказать свой взгляд на ситуацию на российском рынке, тренды руководителя второго крупнейшего игрока на нашем рынке – английской выставочной компании ITE Рассела Тейлора.


Возврат к списку