ТЕЙЛОР Рассел

Тейлор РасселСпасибо, Сергей, за предоставленную возможность прямого общения с членами делегации. Также спасибо господину Малькевичу за приглашение. Для меня большая честь встретиться с таким количеством важных в российской выставочной индустрии лиц.

ITE, как многим из вас известно, организует выставки в России – в Москве, в Санкт-Петербурге и в Западной Сибири, в Новосибирске. Компания также работает на Украине, в Казахстане, в Азербайджане, в Узбекистане.

Опыт, который мы получили в 2010 году, был весьма разнообразным. Результаты зависели и от страны, и от сектора – области, тематики, в которой проводились выставки.

Для нашей компании кризис начался практически с 1 декабря 2008 года. В России этот кризис длился почти ровно 14 месяцев. Первые симптомы улучшения в выставочном бизнесе появились в феврале 2010 года. Это были самые первые, но достаточно уверенные признаки возвращения успеха на российский выставочный рынок, уверенности, что наши дела будут улучшаться.

В выставочном бизнесе происходит так: сегодня вы продаете услуги для тех выставок, которые будут проходить только через шесть месяцев. То есть прошло еще шесть месяцев до сентября 2010 года, пока выставочные показатели стали увеличиваться по сравнению с предыдущим годом.

Общая тенденция к улучшению условий начала появляться с февраля-марта 2010 года. В основном восстановление началось в Москве, где был виден наиболее быстрый выход из кризисного положения по сравнению со всеми остальными выставочными рынками, где мы ведем свою деятельность.

В Санкт-Петербурге и в Сибири (в Новосибирске) выход из кризисного положения начался только в сентябре-октябре 2010 года. В январе-феврале мы отметили увеличение размаха выставок по сравнению с предыдущим годом.

Если кого-то это интересует – наша компания практически не ощутила кризис в выставочном бизнесе в странах СНГ, являющихся торговыми партнерами России, – в Азербайджане и в Узбекистане. В этих странах уровень западных инвестиций не был высок, поэтому, когда произошел финансовый кризис, положение выставочного бизнеса совершенно не изменилось.

В Казахстане кризис наступил раньше, чем в России. Он начался в 2008 году и продолжался долгое время. Только сейчас заметно небольшое улучшение положения.

На Украине, где мы много работаем и работали, кризис оказался наиболее сильным. На Украине экономика в объеме упала на 15% в 2009 году: выставочный бизнес получил сильный удар. До сих пор там не видно улучшений. Таким образом, Украина оказалась самым сложным районом.

В целом за тот период выставочный бизнес ITE упал на 30%, если говорить об объемах квадратных метров, которые мы продали. Мы себя очень осторожно и аккуратно вели в области цен, старались их не снижать.

Мы использовали эффект изменения ставки при обмене валют, чтобы помочь компаниям, которые выставлялись у нас. Особенно когда рубль на какое-то время сильно упал, мы были вынуждены использовать данный фактор, чтобы сохранить продажи.

В разных сферах, в которых мы работаем, отмечались и различные тенденции. Кризис отразился на российских экспонентах намного сильнее, чем на иностранных. Экспоненты из других стран во время кризиса сократили количество метров примерно на 10%, а российские экспоненты, как говорят у нас в Великобритании, «будто ударились головой об стену»: в России вообще вдруг перестали заказывать площади.

В некоторых отраслях продажи упали на 40% и более. Особенно ярко это проявилось на тех выставках, где очень много местных участников. В строительной отрасли был отмечен сильный спад активности. То же можно сказать о пищевой индустрии. «Путешествия и туризм», нефтегазовые выставки – это те секторы, где большое число участников – международные партнеры, как в нашей компании ITE. Эти отрасли не были так «поражены кризисом», как строительная сфера и пищевая промышленность.

В период восстановления после кризиса – ситуация обратная. Наша фирма ITE отмечает в этот момент повышение активности именно со стороны местных покупателей на выставочном рынке. Благодаря российским участникам сейчас происходит значительный рост продаж выставочных площадей по сравнению с предыдущими годами. В то же время международные покупатели остаются на прежнем уровне, роста продаж выставочных площадей не происходит.

В целом тенденция демонстрирует нам, что российский рынок быстрее «откликается» на кризисную ситуацию и быстрее восстанавливается после кризиса. По нашему мнению, международные заказчики выставок в реакции на различные внешние события отстают примерно на год в сравнении с российскими заказчиками. Они привыкли задолго планировать, поэтому медленнее реагируют на изменяющиеся экономические обстоятельства.

Как я уже сказал, мы в данный момент наблюдаем восстановление в строительном секторе. Особенно это касается московской строительной индустрии. В других наших регионах, то есть в Санкт-Петербурге и в Новосибирске, строительная сфера

восстанавливается медленнее. Я считаю, что именно в этом секторе больше всего времени уйдет на восстановление во всех регионах, кроме московского. В 2008 году данный сектор был очень активен, и, думаю, сейчас ему потребуется четыре-пять лет для полного восстановления в российских регионах. Кроме того, если говорить о прогнозах, учитывая ту мощь, с которой происходит восстановление, я убежден, что наш бизнес в целом вырастет, возможно, на 10% в 2011 году.

Если цены на нефть останутся на том же уровне, как сказал господин Трофимов, мы практически уверены в том, что мы увидим рост на 10% в 2012–2013 годах, то есть я надеюсь, что к концу 2013 года мы подойдем к уровню 2008 года, возможно, менее – в строительной сфере и более – в некоторых других сферах.

Смотря в будущее и в будущее компании ITE, я считаю, что количество больших масштабных выставок по широкому кругу сфер и интересов заметно уменьшится. Будет больше узкоспециализированных, небольших выставок. Я думаю, что именно это мы увидим и в российской экономике. Со стабильностью цен на нефть появятся инвестиции в новые секторы экономики, что, безусловно, приведет к появлению новых отраслей в России. А с появлением новых отраслей будут организовываться соответствующие выставки для их поддержки.

Таким образом, у небольших компаний-организаторов появятся возможности для организации небольших специализированных выставок. Я думаю, что, как и в Западной Европе, организаторы крупных выставок начнут интересоваться всей информацией, имеющей отношение к выставочному бизнесу.

Появится необходимость в конференциях, семинарах, в обмене информацией с помощью вебсайтов, которые помогают поддерживать с клиентами постоянный контакт. Возможно, появятся новые пути предоставления клиентам дополнительных маркетинговых услуг. Я думаю, что в будущем региональные выставки, которые призваны помогать в поиске поставщиков продукции, будут в большей степени проходить под влиянием Интернета и электронной коммерции.

Поэтому, говоря о прогнозах на длительный период (я имею в виду прогнозы на три-четыре года вперед), я думаю, что выставки станут важнейшим инструментом деловой коммуникации. Мы увидим рост интереса к тематическому наполнению выставок, стремление профессионалов к деловому общению, приобретению новых знаний, новых возможностей для бизнеса.

Я думаю, что в течение ближайшего года – двух лет компания ITE постарается увеличить свои капиталовложения в данные направления деятельности. Другая тенденция состоит в том, что я ожидаю увидеть в России улучшение на региональном выставочном рынке, и я очень рад этому. Я считаю, что в Сибири и Южной России число выставок возрастет. Для этого потребуются инвестиции, а также улучшение условий проведения выставок – это очень важно. Число выставок будет расти там, где будут реализовываться проекты по созданию выставочных залов.

Приведу пример. Мы планируем построить выставочный зал площадью 20 тыс. кв. м в Новосибирске, что придаст новый импульс развитию нашего бизнеса. Недавно мы построили новый зал в Баку, в Азербайджане. Это позволяет нам расти и увеличивать масштабы наших выставок. Инвестиции, естественно, очень важны, но я считаю, что, если говорить о длительном периоде развития, то перспектива российской выставочной индустрии – это перспектива роста. Я считаю, что инвестиции в инфраструктуру появятся за счет зимних Олимпийских Игр, а также Всемирного нефтяного конгресса, который пройдет в России в 2014 году.

Кубок мира по футболу в 2018 году приведет к появлению новых международных аэропортов и отелей в различных регионах России, что поможет, по моему мнению, развитию выставочной индустрии.

С.Н. ТРОФИМОВ

Содержательное выступление. Много точек, которые можно дальше углублять.

Я думаю, что мы в рабочем порядке это сделаем.

То, что кроме Москвы все остальные рынки глубже упали и медленнее восстанавливаются, мы обсуждали в прошлом году. Меньше всех во время кризиса пострадали выставки №1 и рынки №1. Соответственно, выставки №1, национальные, в Москве и восстанавливаются быстрее. Я могу сказать также по нашему практическому опыту: мы работаем в Москве, в Санкт-Петербурге, в регионах. Москва восстанавливается быстрее. Петербург – второй в этом ряду.

В регионах все сложнее.

Безусловно, сейчас на выставках, продавая просто «голые» квадратные метры, мы уже не сможем быть конкурентными – и контент требуется, и назначение встреч (то, о чем Оксана Николаевна говорила). Сегодня в рамках нашего круглого стола предполагается обзор – наша коллега Дарья Островская расскажет о рынках MICE, прилегающих к выставочному рынку. Говоря о восстановлении, наверное, мы сегодня услышим разные точки зрения. Поподробнее – Игорь Геннадьевич Бычков, директор Департамента маркетинга Выставочного объединения «РЕСТЭК», представит наш взгляд на вещи. Плюс поподробнее по СЗФО и Санкт-Петербургу в частности.


Возврат к списку