БЕДНОВ Сергей Сергеевич

 

Уважаемые друзья!

Беднов Сергей СергеевичМы сегодня проводим совместное заседание Московского клуба юристов и «Экспоклуба», точнее, Московский клуб юристов сегодня в гостях в «Экспоцентре» – в «Экспоклубе». Мы уже проводили совместные мероприятия с Московским клубом юристов. Это было в 2004 году, мы обсуждали вопросы, связанные с Парижской конвенцией. Прошло шесть лет, а вопросы до сих пор остались актуальными.

Такой формат для проведения совместных мероприятий мы, как правило, в «Экспоклубе» не используем. Но тема очень интересная, и мы решили собраться вместе – специалисты-выставочники, юристы-практики и юристы-теоретики. У нас здесь присутствуют адвокаты, юристы, занятые в сфере бизнеса, ученые, которые работают в сфере международного права, представители государственных структур по линии Министерства иностранных дел.

У нас запланированы выступления, но дискуссия будет свободная, и все желающие смогут высказать свое мнение. Никаких регламентов мы не устанавливаем. Просьба только не злоупотреблять временем, чтобы дать возможность выступить всем.

Президент Московского клуба юристов, наш коллега Валерий Павлович Руднев сегодня отсутствует в связи с командировкой в Санкт-Петербург, поэтому он попросил меня как вице-президента Московского клуба юристов вести наше заседание. Я сегодня в двух ипостасях – как заместитель Генерального директора «Экспоцентра» и как вице-президент Московского клуба юристов.

Теперь несколько слов по теме нашего сегодняшнего заседания. Мне бы хотелось, чтобы сегодня мы поговорили на тему «Правовые вопросы продвижения инноваций на выставках». Хочу рассказать, как возникла такая тема.

Во-первых, эта тема не только дань моде: сейчас все говорят об инновациях и модернизации. Эта тема действительно нас затронула до глубины души, и вот почему. В прошлом году мы проводили 1-й Международный форум по интеллектуальной собственности «Expopriority-2009». Организаторами этого форума стали «Экспоцентр» и Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Хочу подчеркнуть, что форум прошел на достаточно высоком уровне, хотя и был первым. К нам приехал крупный чиновник из Всемирной организации интеллектуальной собственности, были представители Всемирной ассоциации выставочной индустрии, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Роспатента, РАН и многих других организаций.

Одним из вопросов, которые мы обсуждали на форуме, был вопрос временной охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков, которые экспонируются на официально признанных международных выставках. Это касается ст. 11 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая была принята в 1883 году.

Показ новейших образцов продукции, последних изобретений и полезных моделей, а также оригинальных товарных знаков является одной из основных целей выставок.

Вы знаете, уважаемые друзья, еще никто не придумал более действенного инструмента маркетинга, каким является выставка. Можно, конечно, говорить об Интернете, о виртуальных выставках, все это модно, но когда люди приезжают на выставки знакомиться с новинками, когда они могут не только посмотреть, но и пощупать, потрогать – это имеет большое значение. Поэтому выставку заменить чем-то достаточно сложно. Это действительно прямое продвижение товаров и услуг на рынках, которым во всех развитых странах активно пользуются. Вы прекрасно знаете крупнейшие выставки, которые проходят в Европе, в США, в Китае и в других странах. У нас на комплексе мы проводим ежегодно свыше 100 международных выставок. Это значительная цифра.

С какой проблемой мы столкнулись? Дело в том, что многие выставки, которые проводятся в «Экспоцентре», на ВВЦ, других крупнейших выставочных площадках страны, по своей природе являются инновационными выставками. На них демонстрируются новейшие изобретения. Многие изобретения, конечно, получили правовую охрану, они имеют патенты и другую соответствующую защиту. Но бывает и так, что в силу определенных причин изобретатель не сумел получить правовую охрану данного образца, который он демонстрирует.

В российском законодательстве отражена норма Парижской конвенции. Согласно статьям 13.50–13.52 части 4 Гражданского кодекса изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам может быть предоставлена льгота по новизне, суть которой состоит в том, что раскрытие информации по этим объектам, относящимся к интеллектуальной собственности, автором, заявителем или другим лицом, получившим от них право, может пользоваться определенным приоритетом. В частности, в гражданском законодательстве есть такое понятие, как «выставочный приоритет», предусмотренное для определения товарного знака.

Однако существует следующая проблема. Везде – и в Парижской конвенции, и в нашем законодательстве – говорится об официально признанных международных выставках. А где и кто их признал, кто определил, что такое «официально признанные международные выставки», – пока, к сожалению, наше российское законодательство на этот вопрос не отвечает. Можно даже сказать, что не существует сейчас официального определения выставок, хотя все выставки, которые проходят, например, в «Экспоцентре», по своему определению являются еждународными, потому что они получили Знак Всемирной ассоциации выставочной индустрии. Все выставки, которые проходят у нас, на других выставочных площадках, подвергаются жесточайшему аудиту. Специализированный выставочной аудит проводится фирмой «РуссКом Ай-Ти Системс», руководителем которой является присутствующий здесь Андрей Кузьмич Жуковский. Чтобы получить Знак Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) и Знак Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), нужно очень здорово постараться и потрудиться. Поэтому можно сказать обо всех этих выставках, что они являются международными, но официально такого юридического и правового понятия нет.

Парадокс заключается в том, что в гражданском законодательстве есть статья, которая говорит о выставочном приоритете, «официальных международных выставках». Однако законодатели, разработчики Гражданского кодекса, сказав «а», не сказали «б». Было переписано положение из Парижской конвенции в Гражданский кодекс, где говорится об официально признанных международных выставках. В Конвенцию 1928 года по выставкам были внесены изменения, и понятие «официально признанные» оттуда убрали. То есть фактически выставочное сообщество лишилось последней правовой зацепки, но даже эта правовая зацепка нам никоим образом не помогала, потому что все это относилось к выставкам, которые проводятся долгосрочно, т.е. всемирным выставкам. Кстати, недавно завершилась крупнейшая всемирная выставка 2010 года в г. Шанхае (Китай).

Здесь присутствуют наши коллеги из Роспатента, в частности, начальник Правового управления, поэтому мы узнаем их мнение. Они говорят, что к официальным выставкам могут быть отнесены лишь выставки, организованные непосредственно правительством страны или одним из правительственных органов, т.е. министерством. Получается следующее: практически все международные выставки, которые проходят у нас, за исключением тех, которые получили патронат министерств, наверное, не будут являться официально признанными международными выставками.

Если взять международный опыт, то там тоже нет определения того, какая же выставка является официально признанной. Но в Парижской конвенции, в гражданском законодательстве эта норма существует. Поэтому мы решили на прошлом форуме «Expopriority-2009» попробовать как-то «разрулить» эту ситуацию. Создали рабочую группу, в которую вошли юристы, представители фирм, которые занимаются вопросами охраны промышленной собственности, авторских прав, ученые.

Решили действовать поэтапно. Сначала подготовить предложения по внесению изменений в часть 4 Гражданского кодекса и затем порассуждать о том, что делать, если Конвенция 1928 года не отвечает на эти вопросы. Может быть, Виталий Дмитриевич Бордунов, ведущий профессор Российского государственного университета дружбы народов, нас сориентирует по этому вопросу (это была его идея – разработать Конвенцию специально о выставках). Мы сделали запросы в МИД России и другие организации, и нам пришел ответ, что «дело хорошее, но трудоемкое», т.е. оно займет очень много времени.

Мы приглашали на наше сегодняшнее обсуждение директора Исследовательского института частного права при Президенте РФ Маковского Александра Львовича. Он ответил, что они возражают против внесения изменений в Гражданский кодекс и говорят о том, чтобы было принято специальное законодательство по выставочной деятельности. Возможно, этому закону мы посвятим следующее совместное заседание.

В любом случае такая поправка в Гражданский кодекс, которая бы определяла, что такое «официально признанные международные выставки», необходима. Единственный федеральный орган, который занимается вопросами интеллектуальной собственности, – Роспатент. Наверное, нужно было бы дать ему такие полномочия, в соответствии с которыми он разработал бы какие-то критерии, что же отнести к официальным и официально признанным международным выставкам.

Эта проблема вроде бы по своему формату маленькая, но на самом деле за ней стоит очень много серьезных вещей. Мы сегодня обменивались мнениями с Виталием Дмитриевичем Бордуновым. Он предварительно проанализировал нашу правовую базу и сказал, что у выставочников ее нет. Он удивляется, как можно так работать!

Где-то у нас есть определенные правила поведения, мы пытаемся разработать профессиональные кодексы, где-то мы руководствуемся, так скажем, обычаями выставочного оборота, который у нас неофициально признан. В любом случае мы не стоим на месте, мы хотим найти какой-то выход, чтобы сдвинуть с места этот процесс. Нас волнуют вопросы, связанные с применением 94-го Федерального закона. Я напомню: это закон, который регулирует вопросы проведения тендеров, конкурсов. Наши выставочные операторы активно участвуют в государственных конкурсах на право быть выставочным оператором, например, при проведении выставки за границей. Здесь тоже очень много вопросов, которые нас волнуют. Но, к сожалению, правового поля нет.

Я одно могу сказать: мы не раз пытались этим вопросом заниматься. Десять лет назад был рассмотрен проект концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Она не была принята, а была одобрена на заседании Правительства РФ. То есть какого-либо нормативного документа нет. Была создана комиссия при Правительстве во главе с Клебановым. Но потом все это ушло в небытие.

Поэтому хотелось бы, чтобы сегодня юристы, выставочники, экономисты совместно попытались найти ответы на те вопросы, которые нас волнуют.

Если Лев Евгеньевич Комаров не будет возражать, я бы ему сейчас предоставил слово.


Возврат к списку