Бугаев Николай Иванович

Бугаев Николай ИвановичУважаемые коллеги!

Осмысливая выступление Владислава Леонидовича, хочу сказать, что любая тема, которая в нем обозначена, заслуживает отдельных многочасовых размышлений и дискуссий. Но тем не менее хотел бы остановиться на двух темах, которые очень связаны. Не буду говорить в целом о выставочной деятельности в России – сегодня чуть хуже, чуть лучше, но есть определенная стабильность.

Тема, которую мы обсуждаем, – это укрепление имиджа России за рубежом.

ВВЦ с 2003 года, продолжая традиции «Экспоцентра», проводит много национальных выставок за рубежом. Какие же цели мы преследуем, продвигая сегодня Россию за рубежом? Какие цели имеет та или иная национальная выставка? Почему национальную выставку проводим в этой стране, а не в другой? Могу привести в пример одну шутку, которая прозвучала несколько лет назад на мой вопрос чиновникам, как они определяют страну проведения. «Да мы еще там не были», – сказали они. Конечно, это очень убедительно, но я еще раз возвращаюсь к тому же: продвигая имидж России за рубежом, надо понимать, на какие целевые аудитории мы работаем, какие задачи надо решать в каждом конкретном случае.

Это – прописные истины, потому что дальше, когда мы формируем саму экспозицию, конгрессную деловую программу и приглашаем посетителей, мы должны понимать, что мы им хотим доказать и показать и какими способами. Формирование таких установок должно быть поставлено на государственную основу. Возможно, как мы уже неоднократно говорили, государство делегирует Торгово-промышленной палате РФ право заказчика. Тогда мы объединимся вокруг ТПП – и комитеты, и вся выставочная общественность – и осознано и последовательно будем создавать те проекты программ, которые будут поддерживать имидж государства. Например, Индия, Китай имеют государственные и общественные программы выставочной деятельности за рубежом, которые называются, к примеру, «Китай везде» и успешно реализуются.

Несколько слов относительно организации нашей совместной работы. Мы сегодня, как и наше общество, вступили на некий новый, более качественный путь консолидации. Я благодарю еще раз организаторов «Экспоклуба», которые организовали такую нужную дискуссионную площадку для размышлений и конкретных дел.

Касаясь темы «ЭКСПО» и экспозиции нашего павильона, думаю, что за эти дни у вас сформировался определенный взгляд, и нам было бы интересно услышать ваше мнение и ваши соображения на будущее.

Нам не надо ждать ни от кого милости, а сформулировать и сформировать концептуальные предложения о том, как мы видим подходы к организации национальных выставок и как мы видим участие России в таком мировом политическом и мировом экономическом событии, как «ЭКСПО».

Скоро будет «ЭКСПО» в Южной Корее, потом в Милане. Россия не может не участвовать во всемирных выставках, но формирование самого подхода должно базироваться на совершенно другом государственном, политическом, финансовом и организационном механизме, потому что иначе все ложится на плечи выставочного оператора. Когда дела идут более или менее хорошо, то за этим стоит «группа трудящихся», но как только наступает какой-то провал, то говорят: у нас есть кому за это ответить.

Мы не против ответственности, но надо либо иметь полномочия самостоятельно решать все вопросы, либо иметь назначенных надежных партнеров во всех сферах, связанных с процессом подготовки выставки. Нельзя бросать его один на один со всеми проблемами – слишком важны задачи, слишком высока ответственность. И то, что в марте на заседании «Экспоклуба» так внимательно были рассмотрены проблемы, связанные с подготовкой «ЭКСПО», помогло в решении не только крупных вопросов, но и деталей, потому что, как правильно говорят, «глаз замыливается», в спешке не все видишь, а замечания и предложения товарищей помогают осмыслить происходящее.

Мне кажется, что архитектура павильона и та форма раскрытия темы, которая была избрана, – через сказку со смыслом, с некоей долей самоиронии, через детский взгляд – позволили создать содержательную, красочную экспозицию, успешно сочетать выставочные приемы и великолепно исполненные театральные декорации… Я сначала сомневался в правильности выбора. Однако в ходе подготовки выставки и сейчас, во время работы на ней, все больше убеждаюсь, что это была единственно возможная форма раскрытия темы «ЭКСПО» нашей страны.

Интуиция и талант Бориса Краснова, титанический труд компании «Краснов-дизайн» и их партнеров, коллектива ГАО ВВЦ и большой группы наших подрядчиков, несмотря на жесткий прессинг в нашей прессе, позволили в невероятные сроки создать проект, за который не только не стыдно, но им можно и нужно гордиться.

Думаю, что для таких важных проектов нужны большие силы, большие средства и, может быть, надо создавать объединенные дирекции при главном операторе, которые состояли бы из лучших выставочных и административных кадров.

Не всем под силу содержать подразделение таких опытных специалистов в течение 10 лет. Очень важна профессиональная поддержка. Мы внимательно изучали опыт «Экспоцентра» и всех тех, кто в той или иной степени работает за рубежом. Нам помогали по-товарищески.

Есть одна особенность, которая отличает российский павильон от многих других, – это деловая программа, насчитывающая более 60 мероприятий. По итогам этой программы готовится российский раздел в шанхайскую декларацию по теме «ЭКСПО-2010».

Если говорить в целом, надо менять организацию проведения тендеров, и, наверное, настал момент, когда делать это нужно серьезно и глобально, потому что каждая из наших организаций – это коммерческая структура, которая не может работать без прибыли, более того, еще и софинансировать государственные проекты. Ведь авансируется до 60%, то есть, например, из 24 млн рублей (приходящихся в среднем на одну выставку за рубежом) получаешь аванс, делаешь проект по заказу государства, а потом, через восемь-девять месяцев, получаешь деньги обратно. Это маленькие, возможно, детали, но они очень важны. И при проведении тендеров нужно во главу угла ставить содержание проектов. Много изменений и дополнений сейчас предлагается внести в ФЗ-94, но он для наших проектов, как, впрочем, и инновационных тоже, сегодня некорректен и малоэффективен; будем все время наступать на одни и те же грабли.

Мы тоже раздумываем, участвовать или не участвовать в этих проектах, ведь это экономически невыгодно. Приходится расходовать собственные средства или брать кредит, проценты по нему не компенсируются. О проблемах можно много говорить, но я бы хотел сказать одно: нужна новая система, и очень приятно, что «Экспоцентр» и Владислав Леонидович, создав «Экспоклуб», ведут этот корабль в правильном направлении вместе с ТПП РФ. Нужна жесткая, конструктивная и консолидированная позиция выставочников. Следует обращаться к первым лицам исполнительной власти, руководителям государства, чтобы изменить ситуацию в интересах страны, в интересах дела.

Уверен, что нам все по силам, главное, что нам все небезразлично и мы думаем не только о себе, но, как это ни пафосно звучит, и о государственных интересах.

В.Л. МАЛЬКЕВИЧ

Николай Иванович, большое спасибо. Вы напомнили, что у нас предыдущее заседание было 30 марта, – время летит, получилась большая пауза. И на будущее, мне кажется, нам надо программировать себя на большую перспективу.

В этой связи я хотел бы внести предложение, и больше обещаю не мешать дискуссии. Предлагается в конце апреля – начале мая провести следующее после питерского заседание.

Мы еще приобрели в собственность в Карловых Варах коттеджный поселок. Я приглашаю вас в Карловы Вары. Главное, что нам необходимо будет сделать, – это обсудить проект выставочного центра во Внуково. Состоялась регистрация, и теперь уже мы располагаем участком в 105 га в зоне 3 км от Внуково. Собственно, мастер-план был готов несколько лет назад, и, к счастью, площадка в Шереметьево теперь у нас перешла во Внуково, и он очень удачно лег на новую конфигурацию.

Это наш общий Центр, проект которого нужно проработать с отдельными наиболее опытными выставочниками до встречи в Карловых Варах. Спасибо.


Возврат к списку