Малькевич Владислав Леонидович

Малькевич Владислав ЛеонидовичЯ бы хотел предварить нашу дискуссию несколькими мыслями касательно особенностей выставочной деятельности в настоящее время.

Экономика вообще и в период кризиса в особенности имеет с выставочной деятельностью линейную зависимость практически по всем азимутам. Я имею в виду и количество экспонентов, и количество посетителей. По данным РСВЯ (это Российский союз выставок и ярмарок, это не все знают), в истекшем году объем выставочных площадей и количество посетителей уменьшились более чем на 1/3: объем площадей насчитывает 1 млн 450 тыс. кв. м (нетто), число посетителей – 7 млн человек, т.е. уменьшение на 1/3. То же самое происходит, кстати, и в «Экспоцентре»: в 2008 году было свыше 700 тыс. кв. м нетто-площадей, а в 2009 году – свыше 600 тыс. кв. м. Упали прилично.

Число российских участников уменьшилось на 10%, иностранных – на 20%. Но вот что любопытно: уже на следующий год, я чуть позднее об этом буду говорить, число зарубежных участников выросло – видимо, они выходят из кризиса быстрее. Отток же российских экспонентов продолжается и в этом году, поэтому в целом количество участников снижается.

Что касается конгрессной деятельности, то число сопутствующих выставкам мероприятий уменьшились на 25%. Что касается самостоятельных конгрессов – падение более чем в 2 раза.

В отраслевом разрезе снижение показателей 2009 года по сравнению с 2008 годом выглядит так: выставочная площадь смотров в сфере нефтегаза, деревообработки снизилась на 2/3; в сфере автомобилестроения, электроники, электротехники, мебельной индустрии – на 50%; в сфере металлургии, сварки – на 40%; в сфере экологи – на 1/3.

География участия выглядит так: страны Европы – 53% участников, страны Азии – 25,5%, страны СНГ – 16,4%.

Людмила Сергеевна Смородова проделала очень непростую и полезную работу, которая дает возможность рассмотреть предварительные данные по II кварталу 2010 года в сравнении с тем же периодом 2009 года. Рост выставочный площадей у нас в России составляет 7%, иностранных участников – 9% (по иностранным экспонентам картина уже меняется), остальные данные, к сожалению, продолжили отрицательную динамику: общее количество экспонентов уменьшилось на 4%, настолько заметно сократилось российское участие; посетители – на 10%.

Заметим, чтобы не очень гордиться ростом выставочных площадей, что этот рост в известной мере связан с тем, что выставок в четном году, в соответствии с международным календарем, больше, чем в нечетном. За счет этого картина изменилась, по крайней мере в «Экспоцентре».

Прирост произошел также за счет появления новых крупных инновационных проектов.

Кто из выставочных организаций провел крупные инновационные проекты?

Хочу перечислить компании: ВО «РЕСТЭК», ОАО «Ленэкспо», ООО «ВЦ «Пермская ярмарка», ОАО «ГАО ВВЦ», ЗАО «Металл-Экспо», ЗАО «Кузбасская ярмарка», ОАО «Казанская ярмарка». Суммарная площадь проектов, проведенных упомянутыми выставочными операторами, составила 55 тыс. кв. м. Вторая половина от общего числа площадей по инновационным смотрам – 53 тыс. кв. м (я говорю по памяти) – это доля «Экспоцентра».

Связь между экономикой и выставками многомерна. Важнейшее измерение – это выставки как инструмент прямого маркетинга, катализатор развития отдельных отраслей и экономики в целом. При правильной постановке дела система целевых смотров предшествует и сопровождает приоритетные векторы развития.

По данным Центра изучения выставочной индустрии США, 87% руководителей компаний считают выставки главным источником новой отраслевой информации, отмечая при этом, что выставки значительно уменьшают временной разрыв от выхода на рынок до заключения сделок

. Существует еще одна, более тонкая зависимость между валовым внутренним продуктом (ВВП) и выставками. Операторы, которые предвидели будущие изменения в экономике и правильно определили точки роста и перспективы развития, не только не потеряли, но даже в какой-то мере выиграли.

Изменилась структура выставочной программы, появились новые проекты по инновационной тематике: лазерная техника, энергосбережение, нанотехнологии, в том числе фотоника, космические, информационные и медицинские технологии. Сюда направляются бюджетные ресурсы, следовательно, государство стимулирует эти отрасли, поэтому выставочная деятельность и в кризис в этом плане развивается.

Качественный сдвиг произошел и в технологии проведения выставок. От простой демонстрации изделий операторы перешли к крупным форумам с обширной деловой программой. Вместо прямого общения между властью, бизнесом, отраслевыми специалистами и научно-техническим сообществом на выставочной площадке обсуждаются общегосударственные задачи, вырабатываются пути реализации национальных проектов. Например, выставка «Связь-Экспокомм-2010» (в этом году – в мае месяце), организатором которой кроме «Экспоцентра» выступила компания «Евроэкспо». Во время проведения этого смотра состоялись 30 конгрессных мероприятий, в том числе форум по управлению Интернетом, заседание Совета по массовым коммуникациям, молодежный фестиваль «Цифровой мир», спартакиада школьников по компьютерному многоборью, интерактивная программа «Цифровой маршрут», а также научно-практические конференции и конкурсы. Более того, прошло расширенное заседание коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций с участием более чем 400 человек, мы их принимали у себя в «Экспоцентре». Коллегия обсуждала вопросы развития информационных технологий, СМИ, цифрового телевидения.

Примером эффективной рабочей площадки для бизнеса может служить выставка «Металлообработка-2010». В специально оборудованных модулях мы организовали прямые переговоры между поставщиками и заказчиками по поставкам комплектующих изделий и узлов по техническим заданиям заказчика. В итоге было 400 встреч и подписано контрактов на 700 млн рублей.

Несколько слов об участии российских операторов в выставках за рубежом. По данным членов РСВЯ, отечественные предприятия сокращают свое участие в международных смотрах за рубежом. За три года – с 2007 по 2009 год – участие сократилось в 2 раза, выставочная площадь экспозиций сократилась в 1,7 раза.

Процедура организации тендеров, о чем мы говорим уже много раз, не приносит никакого результата, потому что убивает саму идею организации достойных России показов за рубежом. Известен провал, который произошел при подготовке Российско-Американского форума в г. Чикаго (США), приуроченного к 200-летию установления дипотношений между нашими странами.

В течение трех лет одни операторы готовили вместе с МИДом по прямому поручению Президента страны участие России в конгрессе и сопутствующей конгрессу выставке. Непонятно, чем руководствовалась тендерная комиссия Минпромторга, когда выбирала оператора проведения Форума. Эта комиссия, между прочим, состоит только из сотрудников Минпромторга. В Минэкономразвитии был совершенно другой порядок: в комиссию входили представители ТПП РФ, других министерств, которые участвуют в выставках, – например, Минобразования.

Попалась совершенно неизвестная, случайная, в выставочном мире никому не известная компания. Я могу только догадываться, по каким мотивам она была выбрана, и она провалила это дело. Из Вашингтона от Посла Российской Федерации в США С.И. Кисляка пришла совершенно убийственная телеграмма. Но у нас пишут телеграммы, которые никто не читает, поэтому для Минпромторга это прошло совершенно безболезненно, никто даже не почесался. У меня мало информации о Российской национальной выставке в Париже, но от специалистов я знаю, что она не наилучшим образом представила нашу страну. Мы написали письмо на имя В.Б. Христенко за подписью Е.М. Примакова, уважаемого в стране человека, где отметили, что да! – стоимость участия имеет значение в предложении, но это вовсе не доминанта. Для того чтобы выиграть тендер, надо иметь программу участия, опыт в выставочной сфере, связи, наработки. На это письмо ни один клерк нам не ответил.

Я не знаю, как другие, но «Экспоцентр» в таких условиях участвовать в тендерах больше не будет. Мы планируем обратиться к Евгению Максимовичу за поддержкой и выходить в этом вопросе на первых лиц государства. Такое положение не может больше продолжаться.

Теперь взглянем на себя со стороны мирового выставочного сообщества. Как нас воспринимают иностранцы, когда участвуют в наших смотрах. Их не устраивают таможенные и визовые барьеры, неразвитая инфраструктура городов, где проводятся выставки, низкий уровень сервиса и очень низкий уровень культуры российских коллег, отсутствие подготовленных кадров в сфере выставочных услуг.

На международных выставках за рубежом россияне отличаются плохим знанием языка и плохой коммуникабельностью, шаблонностью подхода к организации экспозиции, отсутствием фантазии, неспособностью следовать в русле изменений, которые уже приняты в выставочном мировом сообществе, консерватизмом, низким уровнем культуры.

В заключение хотел бы сказать, что положительный образ России сам по себе не сложится. Мы должны меняться сами, если хотим, чтобы менялась страна.

Я бы хотел закончить свое выступление предложением, чтобы у вас была возможность обдумать его к концу заседания. Я предлагаю по горячим следам подвести итоги выставочной деятельности за 2010 год и, конечно, располагая полными данными, еще раз проанализировать итоги российского участия в «ЭКСПО-2010» в Шанхае. Затем мы с Сергеем Николаевичем Трофимовым предлагаем провести два-три дня сначала в Петербурге, а затем «Сапсаном» отправиться в Финляндию, где у «Экспоцентра» имеется 18 коттеджей на берегу Ботнического залива. Мы могли бы там продолжить нашу дискуссию и пооб- щаться в неформальной обстановке.

И еще хочу обратиться к Российскому союзу выставок и ярмарок и, отчасти, к самому себе, поскольку являюсь вице-президентом этого Союза. У нас по линии РСВЯ аудитом занимается компания «РуссКом Ай-Ти Системс», которую возглавляет Андрей Жуковский. Надо сказать, что за несколько лет эта фирма выросла, хорошо работает и имеет очень высокую оценку UFI, но она единственная в своем роде. Сергей Николаевич Трофимов не раз совершен- но справедливо поднимал вопрос недопустимости монополизма в сфере выставочного аудита. Поэтому я прошу Людмилу Сергеевну Смородову и готов сам принять какие-то меры для того, чтобы создать вторую аудиторскую компанию. Нужно использовать опыт и наработки компании А. Жуковского и создать такую же сильную аудиторскую компанию, как «РуссКом Ай-Ти Системс».

Спасибо за внимание, и далее наше высокое собрание ведет Владимир Александрович Аксенов, генеральный распорядитель, координатор и директор «Экспоклуба».


Возврат к списку