СПИРИДОНОВ Владимир Викторович

Спиридонов Владимир ВикторовичЯ хотел бы участникам Клуба рассказать о семинаре УФИ в Куала-Лумпуре (Малайзия), посвященном антикризисным мероприятиям.

В последние годы выставочный рынок Азии привлекает все больше внимания со стороны мирового выставочного сообщества. Выставочная индустрия этого региона демонстрирует самый быстрый рост в мире. В докризисный период, т. е. до середины 2008 года, средние темпы роста выставочного рынка Азии составляли двухзначную цифру. Разумеется, что тон  всему этому задавал Китай, на долю которого приходится более 60 % всей выставочной индустрии Азии.

По определению УФИ, Азия относится к так называемым «новым» выставочным регионам, куда, кстати, относится и Россия. Под словом «новые» понимаются не только выставочные рынки, возникшие сравнительно недавно, но и бурное развитие этих рынков.

Повышенный интерес к выставочному региону Азии связан не только с интенсивными товарно-денежным потоками туда и обратно, но и с мощной MICE-индустрией или индустрией делового туризма, которая базируется на  популярных туристических направлениях и современной и ультрасовременной конгрессно-выставочной и гостиничной инфраструктуре, созданной во многих странах Азии, особенно в т. н. НИС (новых индустриальных странах) таких, как Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Индонезия.

Семинары УФИ для Азии, Ближнего Востока и Европы не адаптируются под региональную специфику и представляют общий интерес для профессионалов выставочного бизнеса.

Семинар в Куала-Лумпуре зарегистрировал рекордное число участников – 208 против 150 прошлогоднего семинара УФИ в Макао. Очевидно, это связано с антикризисной тематикой семинара.

Содержание многих докладов, в том числе и представителей конкурирующих компаний, носило весьма откровенный и конкретный  характер.

Полагаю, что это симптом тревожной ситуации, складывающейся на отраслевом рынке, когда пора безоглядного соперничества уступает место поиску путей совместной борьбы с кризисом.

На семинарах УФИ выступают известные представители международного выставочного бизнеса, а среди их слушателей – руководители высшего звена компаний и организаций.

В этом году среди основных докладчиков были Глен Хансен, президент  известной медиа-аудиторской компании BPAWorldwide (США); Джонатан Кокс (JonathanCox), президент ведущей исследовательской и консалтингово-аудиторской компании в области событийного маркетинга ExhibitSurveys, Inc.; Стэнли Чу (StanleyChu), первый заместитель Председателя Азиатско-Тихоокеанского отделения УФИ, Председатель совета директоров международной медийной группы AdsaleGroup (Гонконг); Бюнг Кван Бэ, руководитель ведущего Конгрессно-выставочного центра СOEX (Корея), ранее руководитель корпорации SAMSUNGElectronics.

Основной лейтмотив – перенос центра всей работы в область клиентоориентированных технологий и в сферу борьбы не только и не столько за экспонента, сколько за целевого посетителя-байера.

Учитывая направленность нашей дискуссии, хотелось бы более подробно остановиться на докладе руководителя Корейского конгрессно-выставочного центра СOEX.

Он дал краткий и очень емкий анализ экономической ситуации и степень влияния предыдущего кризиса на экономику Кореи.

Учитывая, что показатели экономического развития прямо влияют на состояние выставочной индустрии, Бьенг-Кван Бэ представил краткосрочный прогноз экономического развития на 2009/2010гг. по отдельным странам/экономическим зонам и в мире (динамика ВВП в процентах)*:

Страны 2009 2010
США - 1,6 1,6
Европейский Союз -2,0 0,2
Япония -2,6 0,6
Великобритания - 2,8. 0,2
Китай 6,7 8,0
Индия 5.1 6.5
Корея 2,0 4.0
В мире 0,5 3,0
*Источник: МВФ, Корейский Национальный Банк

Докладчик привел данные о влиянии кризиса 1997–1998гг. на экономику «благополучной» Кореи. Почему нам небезынтересны эти данные, когда весь мир вошел в новый более острый и плохо предсказуемый финансово-экономический кризис? Потому что кризис 1997–1998гг. в наиболее острой форме проявился именно в странах НИС, к которым относится и Корея.

Хотел бы обратить Ваше внимание на несколько моментов, отмеченных докладчиком:

Влияние кризиса на экономику страны: - Рост безработицы в 3 раза
- Рост темпов инфляции в 2 раза
- Падение ВВП почти в 2 раза
- Ослабление среднего класса

Влияние кризиса на выставочный бизнес Кореи:
- Снижение оборотов выставочного рынка на 40 %.
- Разрушение рынка под натиском демпинговых цен.
- Создание на выставочном рынке «репрезентативных сообществ».
- Налаживание диалога между организаторами и участниками выставок (т. е. стали обмениваться информацией по вопросам увеличения коммерческой эффективности выставок).

Примечательно, что по сведениям Бьенг-Кван Бэ, в посткризисный период корейский выставочный рынок продемонстрировал более быстрый рост, нежели национальная промышленность, поэтому прогнозы насчет длительного «выздоровления» выставочного рынка после кризиса могут и не подтвердиться.

Впечатляет информация о поддержке корейской выставочной отрасли со стороны государства.

На фоне разворачивающегося нового экономического кризиса корейским правительством в сентябре 2008 г. был принят закон «О развитии выставочной индустрии», предусматривающий государственное содействие отрасли по трем основным направлениям:
- Строительство и расширение выставочных комплексов и окружающей их инфраструктуры.
- Создание благоприятных условий для развития  конкурентоспособных национальных выставочных проектов международного уровня.
- Укрепление правовой основы и информационно-технической совместимости выставочной индустрии на основе отраслевых стандартов и технического регулирования.

Подробнее хотелось бы остановиться на 3 пункте программы:
В частности в области стандартизации и систематизации выставочного бизнеса предусматривается:
- Ввиду недостаточного доверия бизнес-сообщества к выставочной индустрии, сложности оценки эффективности помощи, оказываемой ей государством, и препятствий на пути реализации кооперационных и инвестиционных проектов, создать систему отраслевых выставочных стандартов.
В этих целях:

- до 2009 г. разработать и определить базовый критерий стандартизации отрасли;
- до 2011 г. провести исследование  выставочного рынка и назначить исполнительный орган;
- до 2012 г. внести предложения по отраслевой промышленной классификации и утвердить их в Национальном бюро по статистике.
Одновременно провести аттестацию выставок для присвоения им национального знака «Контроль качества».

Правительство обязуется:
- Субсидировать 50 % всех расходов, связанных с процедурой сертификации.
- Оказывать финансовую поддержку выставкам, прошедшим национальную сертификацию.

Судя по информации Бьенг-Кван Бэ, поддержка корейского выставочного бизнеса государством не сводится только к предоставлению субсидий предприятиям на участие в выставках или оказанию патроната, а предусматривает прямое финансирование самой отрасли. Выставочная индустрия Кореи находится под плотной государственной опекой и является объектом тесного частно-государственного партнерства на благо развития национальной экономики.

Подобный опыт, а также опыт других стран Азии, заинтересованных в ускоренном развитии современной экономики, в том числе с помощью выставочной индустрии, следует активно переносить на российскую почву.

Заинтересованное отношение государства к выставочному бизнесу подтверждается и присутствием на семинаре УФИ в Куала-Лумпуре представителей ряда правительственных органов и организаций стран Азии, ведающих развитием национального экспорта и туризма.

В отличие от нас эти страны вынуждены конкурировать в выставочном бизнесе еще и между собой, помимо внутренней очень острой конкуренции.

АКСЕНОВ В.А.

Как человек, который готовил это заседание и в том числе предложенный вопросник, хочу обратить ваше внимание на то, что мы практически не коснулись другой обозначенной важной темы, а именно конгрессной деятельности. Буквально один тезис по этому поводу.

Сегодня у Владислава Леонидовича убедительно прозвучала мысль о том, что интерес к выставкам сохраняется, а порой и растет. Это подтверждение того, что действительно кризис заставляет шевелить людей мозгами и думать, что делать, какие решения принимать, какие закупки делать, какие технологии, где искать новых партнеров. И это очень хорошо, потому что такой подход поможет выдержать нам кризис и пройти увереннее через него. Те же самые далеко не риторические вопросы – что делать? и как делать? – присутствуют постоянно, и поэтому конгрессная деятельность в контексте выставочного бизнеса не только усиливает его устойчивость (понятная диверсификация), но она, эта деятельность, сейчас получает новый импульс, второе дыхание, потому что люди ищут ответов с удвоенной силой, ищут доказательных размышлений, конструктивных советов, не удовлетворяясь ритуальной «говорильней», которая нередко бывает на многих наших семинарах и конференциях.

Моя мысль заключается в том, что это резерв, который мы еще по-настоящему не оценили, и здесь есть над чем поработать.

Возврат к списку