ТРОФИМОВ Сергей Николаевич

Трофимов Сергей НиколаевичУважаемые коллеги, на мой взгляд, текущее положение вещей следующее. Еще год-полтора мировая экономика и, соответственно, Россия будут испытывать кризисные потрясения. Дно кризиса не только не достигнуто, но даже не просматривается, поэтому, естественно, все мы, как организаторы мероприятий, так и наши потенциальные участники, находимся в состоянии неопределенности. Следует учесть также 3–5 лет, которые впоследствии продлится экономический подъем, после чего только мы сможем вернуться к докризисным объемам.

Учитывая этот долгий период (год-полтора – снижение и падение, и до 5 лет – на восстановление), я задаю себе и всем нам вопрос: что представляет собой система мер, которую должна выработать и реализовать выставочная отрасль для выхода из кризисной ситуации? Что для этого нужно?

Во-первых, полагаю, что востребованность выставок как единственного канала персонального общения (fасe to face) не снизится, а наоборот возрастет. Возможно, поменяются приоритеты, но значимость выставок от этого не станет меньше. К слову сказать, сегодня говорили о виртуальных выставках, Интернете, но, на мой взгляд, виртуальные выставки это не выставочная деятельность в нашем с вами понимании, это совсем другая деятельность. Интернет никогда не заменит живого общения. Мы же сегодня говорим о других выставках, реальных, с которыми мы работаем.

Безусловно, изменится выставочный ландшафт: кто-то не выживет, кто-то с кем-то объединится, кого-то купят, т. е. из 500 компаний, которые были в выставочном бизнесе в докризисный момент, останется половина или треть.

Кризис как некий болезненный, но очищающий экономику инструмент в любом случае сработает. Вопрос в другом: управляем он или нет. Для 130 тысяч участников наших выставок приоритеты участия возможно изменятся, но на первом месте все равно останется то главное, что дает выставка – коммуникации (networking).

Всем нужны каналы сбыта, оперативные и дешевые. Выставки являются такими каналами сбыта, поэтому потребность в них будет. Другое дело, что сейчас не будет возможности даже у крупных компаний, как это было раньше, участвовать в четырех-пяти, а то и в десяти конкурирующих выставках, исходя из принципа «казино»: поставил на несколько – что-то да выиграет. Предприятия  будут предметно выбирать одну–две выставки для участия, при этом сокращая абсолютный бюджет. Исходя из этого, ведущие выставки (выставки номер 1) потеряют меньше, если вообще потеряют, а выставки номер 2 и номер 3 потеряют намного больше или совсем исчезнут. Это тот объективный фон, на котором все происходит.

Что нужно отрасли? Во-первых, отрасли нужна консолидация, консолидация на всех трех уровнях, которые описаны в Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, и о которой абсолютно справедливо сегодня упоминал Владислав Леонидович.

Есть три группы участников выставок: госструктуры, отраслевые союзы, ассоциации и палаты, и, собственно, участники выставок. Консолидации между ними сегодня нет. Госструктуры управляют, регулируют и координируют неконсолидированно. Комиссия по выставочной деятельности практически ликвидирована и сегодня не работает. Те малые формы поддержки, которые осуществляются на базе отдельных отраслевых министерств, не являются системной поддержкой.

Что происходит в этом плане за рубежом? Именно сейчас во время кризиса страны Западной Европы и США усиливают поддержку компаний через выставки, справедливо считая, что выставки – это важнейший инфраструктурный инструмент поддержки экономики. В Германии, например, так или иначе, продолжают участвовать в выставках 9 из 10 существующих компаний, в Великобритании – 4 из 10, а в России – 0 из 10. В Европе, в США не отказываются от участия в выставках, у нас же считают участие в выставках избыточными маркетинговыми расходами.

Исходя из этого, следует отметить, что нам наряду с консолидацией необходим пиар отрасли. Мы должны объяснять бизнесу, объяснять власти, почему сегодня нельзя отказываться от участия в выставках. Мы ни у кого ничего не просим, каждый из нас самодостаточен и выживет сильнейший. Наоборот, мы готовы давать, но для этого нужна эффективная взаимоувязанная система мер. Государство, союзы, ассоциации, палаты, выставочные организации и участники – все вместе мы должны осознавать, что выставки нужны, и эффективность их следует повышать. Я не буду сейчас подробно освещать все возможные формы участия в выставках, отмечу только одно. Мне представляется, что будут востребованы менее бюджетные, более эффективные выставки. Сейчас активизируется система match-making в Европе, в Штатах. На прошлой неделе, например, мы провели Петербургскую техническую ярмарку, в рамках которой было представлено 58 регионов, состоялось более тысячи встреч. Отмечена глубокая потребность общаться, но на реальном уровне. Поэтому пиар отрасли обязательно нужен, мы не должны говорить, что выставки это избыточная трата денег.

У нашей отрасли, безусловно, очень высокий интеллектуальный потенциал, но он раздроблен. Я внимательно почитал материалы заседания РСВЯ в Кисловодске, где, к сожалению, я не участвовал. Прочитал все – от корки до корки, все стенограммы, публикации. Я участвовал в форуме «5рEXPO» и могу сказать, что практически все, о чем можно и нужно было сказать, там было сказано. Но что дальше? Где рецепты, которые из этого вытекают? Кто тот консолидатор, который сможет достучаться до государственных органов самого высокого уровня и сказать, что мы готовы дать и что нам для этого нужно.

Многие знают, что у нас в ГП «РЕСТЭК» есть выставочный научно-исследовательский центр, который существует уже почти 10 лет. На 2009 год мы утроили его бюджет, потому как нам нужна внутренняя отраслевая аналитика – быстрая, оперативная, достоверная. Нашим партнерам это тоже нужно. Уверен, что в этом нуждаются и остальные участники выставочного пространства. Поэтому наши усилия в этой области также нужно объединять.

Полагаю, что у отрасли есть и внутренние резервы для консолидации. Владислав Леонидович, считаю, очень правильно, что «Экспоклуб» возобновляется, но он не должен быть только «VIP-клубом», он должен быть клубом для разных групп: для маркетологов, для бухгалтеров, для сервисных организаций. Заседания клуба можно проводить на базе выставок. Я не думаю, что сейчас экзотики ради следует ехать на Сахалин, таких денег ни у кого нет. Поэтому встречи нужно проводить в Москве, может быть, частично в Санкт-Петербурге. Но проводить эти встречи нужно быстро и регулярно, не делая больших пауз.

При всем уважении к нашему Союзу выставок и ярмарок хочу сказать: идет кризис, изменения происходят каждый день, каждый день мы открываем газеты и вздрагиваем от того, что там написано, а наш Союз провел заседание в Кисловодске в декабре прошлого года, а следующее будет только в июне. Вот и все. И о каких оперативных решениях в этой ситуации может быть речь?!

Итак, мои конкретные предложения сводятся к следующему.

Первое. Считаю, что должен быть какой-то единый отраслевой документ, в котором будет описана текущая ситуация с учетом кризиса. Это может быть пакт или соглашение. Его должны подписать все, кого это касается: госструктуры, союзы, ассоциации, выставочные организации. Это должен быть публичный документ.

Второе. Считаю, что если государство на сегодняшний день не готово воссоздать правительственную комиссию по выставочной деятельности, мы сами можем создать общественную комиссию, палату, куда должны войти, в том числе, и представители госструктур, а также все те, кого это касается. Не надо никакой формализации, регистрации этой структуры. Главный принцип – открытая платформа: кто хочет – пожалуйста, кто не хочет, остаются в стороне.

И третье. Я считаю, что все формы внутренней отраслевой консолидации, которые у нас есть, должны сегодня максимально работать. Это и РСВЯ, и Гильдия выставочно-ярмарочных организаций при Московской ТПП, и выставочный комитет ТПП РФ, и «Экспоклуб», и обязательно отраслевые СМИ. Все эти структуры должны быстро реагировать на ситуацию, анализировать, делать выкладки и выдавать рецепты и рекомендации.

Эти свои три предложения я озвучивал еще полтора месяца назад. Я утверждаю, что нам нужно сформировать свою общественную платформу. Кто-то должен быть опорой. Это могла бы быть ТПП РФ, которая является наиболее массовой организацией.

Возврат к списку