Григорьев Юрий Пантелеймонович

Григорьев Юрий ПантелеймоновичАКСЕНОВ В.А.

Позвольте предоставить слово Григорьеву Юрию Пантелеймоновичу. Он является первым заместителем главного архитектора города Москвы, заместителем руководителя Москомархитектуры, и, думаю, самый профессиональный и вжившийся человек в содержание понятия «Лучше город – лучше жизнь», т.е. философское содержание этого понятия – город, как онтологическая категория.

ГРИГОРЬЕВ Ю.П.

Но есть еще лучше город – это Минск, откуда я родом (смеется).

Уважаемые дамы и господа. Мы все патриоты нашей страны и, соответственно, все заинтересованы, чтобы не ударить лицом в грязь. Иногда это бывало, к сожалению.

Мы проиграли в свое время конкурс на проведение ЭКСПО в Москве. Из ВВЦ мы хотели сделать конфетку, причем это давало огромный стимул для развития и самому городу, ибо я в своем возрасте еще помню ВВЦ советских времен, который назывался Выставкой достижений народного хозяйства, где каждая республика старалась показать себя во всей красе. Потом ВВЦ, к сожалению, превратился в азиатский рынок, и сейчас его постепенно освобождают от этой грязи.

Москва активно участвует во многих международных выставках. Последняя наша выставка была в Каннах – на смотре «Международная недвижимость», где мы получили достаточно высокую оценку. Мы там показали схему нового Генерального плана до 2025 года, который сейчас проходит утверждение в самых высоких инстанциях. Он называется «Актуализированный генеральный план». Мы предложили (Юрий Михайлович буквально заставил нас, хотя это в мировой практике не очень практикуется) широкое общественное обсуждение. Бедный Александр Юрьевич Кузьмин не вылезал со своей командой из управ, префектур, где ему задавали вопросы типа: «Почему мой сосед выкрутил лампочку в моем подъезде, куда смотрит Генеральный план?». Мы должны понимать свой менталитет. Надо активнейшим образом поднимать его и за счет такой информационной системы выставок в более популярной форме, которая понятна народу. Если мы залезем туда с инновациями, в которых мы не можем сами разобраться, это опасный момент.

Я абсолютно согласен с Александром Александровичем в отношении спорного, с моей точки зрения, образа России. А любая архитектура, если она спорная, она уже интересная. Мы сидим напротив совершенно, с моей точки зрения, бездарных серо-грязного цвета «стекляшек» под название «Москва-Сити». К сожалению, здесь деньги взяли верх над разумом, логикой и всем остальным.

А наш павильон лично мне понравился. Да, я тоже согласен, что он чем-то напоминает русский монастырь, русскую крепость. Интересен контраст глухих башен и светящихся вечером пространств. Меня немножко смутило то, что на фасаде слишком много дешевой орнаментальтики, с моей точки зрения. Нужно было более внимательно и критично подойти к созданию символики, отражающей многонациональную основу России. Но сейчас об этом уже поздно говорить.

А, с другой стороны, система этого павильона с общим форумом и с выделением каждой башни позволит сделать любую изменяемую экспозицию! Я лично убежден, что экспозиция должна быть изменяемой даже в период выставки. Тем более, что нет больше единого политического символа – коммунизма, хотя, конечно, скульптура Мухиной – это верх художественной гениальности. Мы все сделали, чтобы ее восстановить. Я много лет назад залез внутрь скульптуры. Она была сплошь ржавая и должна была вот-вот развалиться. В 90-е годы эта уникальная вещь была в самом критическом состоянии.

Что касается тематики, я считаю, что проблемы развития крупнейших городов – сегодня самые актуальные, в т.ч., и в Китае. Кто был в Китае, тот знает, что там творится. Мы тоже в Москве повышаем этажность. Я как специалист могу подсказать, что каждые новые пять этажей (при росте этажности) повышают стоимость эксплуатации на 10 процентов. Мы никогда не думали в советское время об экономике эксплуатации. Сегодня это стало для нас одним из актуальнейших вопросов.

В то же время вопросы развития транспортной инфраструктуры в Москве не решены. В свое время думали, что люди будут ездить на троллейбусах, метро, а автомобиль был роскошью. А сегодня у нас почти 4 миллиона легковых автомобилей. Вся система транспорта в Москве – это вчерашний день. Поэтому все ресурсы, несмотря на кризисное состояние экономики, брошены на решение транспортной проблемы. А с ней, естественно, связана экология. У нас в Москве вся промышленность почти выведена за черту города. Поэтому неблагоприятная экологическая ситуация связана, прежде всего, с выбросами от транспорта. Для китайских крупнейших городов и других мегаполисов мира проблемы транспорта являются основными. Эта тема станет главной в нашей московской экспозиции.

В отношении будущего развития Москвы выскажу свое субъективное мнение. Москва переросла все свои параметры и ее пора останавливать, иначе она будет неуправляемой. Нужно больше показывать наше культурное наследие, которое вызывает большой интерес за рубежом. Например, комплекс в Царицыно, восстановленный за очень короткие сроки, получил очень высокую международную премию по культурному наследию.

Инновационное развитие столицы – еще один актуальнейший вопрос. Мэр Москвы ставит перед нами задачи сбережения энергоресурсов. У нас много инновационных разработок, которые можно трансформировать в реальные продукты, но это уже связано с выделением финансовых средств.

Что касается дизайна экспозиции, нужно обращать внимание не только на цветовое решение пространства. Не дай бог, если у нас будет только цветовое шоу.

  АКСЕНОВ В.А.

Там будет «Краснов-дизайн».
В порядке ликбеза – есть ли какая-то система показателей для характеристики уровня качества жизни в городе? Какие основные показатели?

ГРИГОРЬЕВ Ю.П.

Есть. Основные показатели – это уровень гуманизации жизни города, жителей, т.е. не люди существуют для города, а город для людей. Это самый главный наш лозунг, над которым мы сегодня работаем. К сожалению, очень много ошибок сделано в предыдущие 90-е годы, когда деньги брали верх над разумом, когда мы центр города превратили в сплошные офисы, продавая каждый квадратный метр и т.д. и т.п.

Мэр Ю.М. Лужков «повернул руль» в сторону реконструкции и обновления города. Это главная задача для Москвы, где сегодня постоянно проживает около 10 млн человек, а фактически каждый день находится 14–15 млн.


Возврат к списку