ГРИГОРЬЕВ Юрий Пантелеймонович

Григорьев Юрий ПантелеймоновичПрежде всего, хочу начать с того, что мы все прекрасно знаем огромный размах замыслов, мыслей, опыта и масштабности работы руководителя ЦВК «Экспоцентр» Владислава Леонидовича Малькевича.

С одной стороны, вы все помните, что в 90-е годы произошли кардинальные изменения, и Москва оказалась запертой в границах МКАД из-за политических распрей. В связи с этим наделан, откровенно говоря, целый ряд градостроительных и других ошибок как со стороны Московской области, так и со стороны Москвы, ибо она, действительно, превратилась в государство в государстве. Ведь пришлось многие задачи решать за счет того, что она сама зарабатывает. Отсюда тоже достаточно градостроительных скороспешных тенденций, в полном смысле этого слова, когда Москва, пытаясь заработать как можно больше денег, стала слишком быстро застраиваться, особенно коммерческими объектами, которые давали доход в бюджет города, и в результате плотность ее застройки превысила разумные пределы.

С другой стороны, была слабая взаимосвязь между областью и столицей. Например, область начала строить крупные объекты типа «Крокуса» на своей территории, примыкающей к МКАДу, понимая, что москвичи поедут туда, а деньги и доходы пойдут в область.

В то же время мы, градостроители, разрабатывали в свое время Единый генеральный план развития Москвы и Московской области. В нем, в т.ч., решались многие вопросы грамотно и взаимосвязанно, прежде всего, транспортных связей, но он в 90-е годы, к сожалению, был ликвидирован. Вы прекрасно знаете: мы доезжаем до границы Москвы, до МКАДа, и здесь пробки, горлышко бутылки, да и в столице, и в области вообще мало уделялось внимания развитию современных транспортных связей, комплексной застройки, сомасштабной человеку и охране природной среды.

МАЛЬКЕВИЧ В.Л.

Кроме Киевского шоссе, там – наоборот.

ГРИГОРЬЕВ Ю.П.

Киевское шоссе строила Москва. Строилось оно для аэропорта «Внуково». Его руководство Москвы создавало как крупнейший в нашей стране авиационный центр. Наши специалисты работали с немецкой стороной по новым технологиям.

Вместе с тем встал вопрос о появлении новой территории Москвы (в юго-западном направлении), а, на мой взгляд специалиста, оно правильное, потому что эта вся территория между киевским и минским направлениями имеет большие перспективы. Но все это должно быть продумано со всех точек зрения и, конечно, зона аэропорта «Внуково» приобретает новое большое значение, как и сам аэропорт. Вместе с тем эти территории, естественно, заняты какими-то функциональными объектами, включая и дачные поселки, и без слушаний, без судов не решить новые задачи.

Вместе с тем, я лично считаю, что месторазмещение новой выставочной зоны «Экспоцентра» выбрано продуманно, ибо, прежде всего, эта функция должна быть связана с аэропортом. В то же время новый комплекс необходимо связать более удобными различными видами транспорта и с Москвой. Сначала планировали пустить скоростной трамвай, потом все-таки решили сделать поверхностного расположения метро. Сейчас вообще в Москве новые линии метро стараются приподнять с тем, чтобы они были дешевле.

Безусловно, вся новая территория «Экспоцентра» должна, прежде всего, обустраиваться последовательно, начиная с инженерных коммуникаций, необходимых для жизнеобеспечения. Это сложная тема, потому что нужны источники водоснабжения, канализации и энергообеспечения – все в комплексе, и я думаю, что 30–40% от всей стоимости этот раздел потянет. Причем нужно очень многое автономно делать. Я, кстати, не нашел в проекте размещения коммунальной зоны. Без коммунально-складской зоны вы здесь не обойдетесь, и она тоже займет достаточно большую территорию.

Что касается вопросов, связанных с самим проектным решением выставочной зоны, то, с моей точки зрения, оно достаточно рационально решено.

Единственно, хотелось бы, чтобы появилась более живописная застройка, чтобы не было стандартно-казенных, так сказать, прямых линий разграничения; целесообразно и включение природной среды. Конечно, еще будут проработки по самому конгресс-центру. Я думаю, что можно было бы даже конкурс объявить на само главное здание «Экспоцентра», ибо можно найти и другие достаточно интересные решения.

Что касается связи с аэропортом «Внуково», то вопрос здесь достаточно сложный и, прежде всего, из-за близкого к нему размещения «Экспоцентра» с точки зрения шумовых параметров: бабочка взлета, бабочка посадки – это очень серьезные вопросы. Даже те, кто когда-то построил поселки вокруг Внуково, сейчас мучаются от шума. Поэтому все эти параметры надо очень внимательно отдельно просчитывать.

Что касается легкового транспорта, которого, безусловно, понадобится большое количество не только для посетителей, но и для персонала, который там будет работать. Для них, по всей видимости, и жилье нужно будет поближе планировать.

И гостиницы там будут, естественно, от 5-звездочных до 3-звездочных. Мы сегодня в Москве мучаемся из-за того, что в 90-е годы понастроили дорогие гостиницы, в которых даже буржуи не хотят жить, считают деньги в своем кармане очень тщательно. Поэтому сейчас начали осуществлять большую программу строительства дешевых гостиниц экономкласса. Мы, кстати, сегодня вернулись в Москве и к строительству общежитий, потому что многие годы перестали их строить, а сегодня для нас это большая проблема по размещению рабочих, студентов и др.

Что касается стоимости, то это надо еще 100 раз просчитывать. Владислав Леонидович, Вы помните все эти перипетии c «ЭКСПО-2010», где мы были уверены, что выиграем. Я убежден, что ВВЦ можно было бы на перспективу использовать в 100 раз рациональнее, грамотнее и доходнее для Москвы, для государства.

И сегодня эта огромная территория удобно связана транспортом с центром, она является очень перспективной для своего развития. Сейчас идут проектные проработки в этом направлении.

А в целом, конечно, я считаю, что сама идея размещения там такого крупнейшего объекта (а это крупнейший, безусловно, объект, причем многофункциональный, комплексный объект, который потянет за собой и соответствующие сроки проектирования, обсуждений, согласования, рабочего проектирования для строительства, его очередности и т.д. и т.д.), это все должно закладываться не только в бизнес-плане, но нужны тщательные и разносторонние дополнительные проработки.

Я как архитектор считаю, что проект можно было бы и подешевле сделать, рационально и более тщательно продумать. Мы, архитекторы, уже переучены жизнью в эти десятилетия и тоже научились считать деньги. Но такие объекты, как «Экспоцентр», строятся на века и должны не только окупаться, но и наглядно отражать все новое в отечественной и мировой архитектуре.

МАЛЬКЕВИЧ В.Л.

Спасибо Вам, Юрий Пантелеймонович. Это только концепция, мы еще будем заниматься предпроектной и проектной работами.

ГРИГОРЬЕВ Ю.П.

Я хотел бы поднять тост за Владислава Леонидовича – он фактически мотор всей этой темы. Дай Бог ему здоровья, чтобы он открывал этот огромный комплекс.

БАРАНОВ А.Н.

Владислав Леонидович, я хотел бы здесь присутствующим предоставить еще кое-какую информацию. Когда здесь заговорили о том, что рядом надо строить жилье для тех же работников, информирую, что буквально в пешей доступности сейчас выставляются на торги Фондом Бравермана земельные участки для строительства жилья. Поэтому, если кто-то рядом хочет строить жилье, может участвовать и рядом размещаться, это все запланировано.

ГРИГОРЬЕВ Ю.П.

Только могу добавить, что у Бравермана дорогое жилье.

МАЛЬКЕВИЧ В.Л.

Бравермана я знаю еще с тех времен, когда мы работали с ним в Правительстве Евгения Максимовича Примакова. Это хорошая информация. На самом деле это не столь драматично, потому что у нас много людей живет на юго-западе в Московской области. Между прочим, многие будут рады тому, что комплекс будет во Внуково. Я уже изучил этот вопрос. Ну, например, у меня есть, конечно, квартира в Москве, но живу я в Баковке, в Переделкино. А это совсем рядом.

АКСЕНОВ В.А.

Уважаемые участники нашей сегодняшней встречи, позвольте предоставить слово Трофимову Сергею Николаевичу, президенту группы предприятий «РЕСТЭК» и заместителю председателя Попечительского совета нашего Клуба.


Возврат к списку