АНТОНОВ Николай Александрович

  Слайды к выступлению

Уважаемые гости, уважаемые коллеги!

Антонов Николай АлександровичПредпосылкой для выхода наших планов развития за пределы территории ЦВК «Экспоцентр» является то, что ресурсы для развития выставочной и конгрессной деятельности на этой площадке фактически исчерпаны. Это не значит, что мы здесь ничего не собираемся делать. У нас имеются различные планы, которые родились не сегодня и не вчера. В течение последних нескольких лет мы их настойчиво пытаемся реализовать. Многие из них уже превращены в конкретные проекты, согласованы и даже, как нам казалось, поддержаны Правительством Москвы.

Но мы уже тогда понимали, что даже реализация этих планов на этой сегодняшней площадке стратегически не решает перспективу развития «Экспоцентра». Конечно, они дадут некоторое увеличение выставочных площадей, мы рассчитывали получить дополнительно где-то 20–25 тыс. кв. м для увеличения возможностей выставочной и конгрессной деятельности.

Но, повторяю, стратегически, на дальнейшую перспективу, это все равно не решение вопроса с дефицитом площадей.

Наша ситуация осложняется еще и тем, что те схемы, которые считались органичными в планах реорганизации градостроительной среды за пределами территории Центрального выставочного комплекса (как об этом прежде везде и писалось, и говорилось), теперь, как оказалось, не могут вписаться, в первую очередь, в возможности улично-дорожной сети, окружающей нашу территорию, при том что эти планы предусматривали решение практически в полном объеме такой острой проблемы, как организация парковок. Мы намеревались заняться, будем говорить, буквально растаскиванием того бардака, который возникает здесь при проведении выставок. И это все мы предполагали решить в полном объеме. Теперь аргумент о том, что местная улично-дорожная сеть больше не выдерживает, несмотря даже на уменьшение объема планируемого нового строительства, вообще поставил под вопрос реализацию тех планов, о которых я говорю. Сейчас мы, конечно, продолжаем работать в этом направлении со структурами Правительства Москвы, но пока ситуация очень сложная.

В связи с этим, конечно, возник вопрос о развитии нашего комплекса вне этой площадки. Владислав Леонидович говорил, что мы предполагали и даже потратили значительное время на поиск возможностей создания новой площадки в пределах Москвы. Упоминалась Нагатинская пойма. Надо сказать, что ее предлагал «Экспоцентру» бывший мэр Москвы. Что только туда не примеряли!

Но в итоге, все взвесив, мы были вынуждены отказаться от этого предложения, несмотря на такую кажущуюся заманчивость, поскольку эта площадка никак не решала наши глубокие проблемы. И в конечном счете нами было принято решение о том, что надо искать возможность дальнейшего развития «Экспоцентра» в Московской области.

Первым направлением для нас стал район Шереметьево, находящийся рядом с Международным шоссе, а также с аэропортом «Шереметьево». Мы практически полностью разработали концепцию, технико-экономическое обоснование.

И даже сейчас можно увидеть, что на Генеральном плане г. Химки отмечено место строительства нового «Экспоцентра».

Но тогда, когда мы начинали заниматься этой работой, нами не было учтено одно обстоятельство – что это земли Химкинского лесопарка! И на самом деле, тогда на это никто не обращал внимания, местные власти нам все согласовывали и подписывали. Но потом, когда началась эпопея со строительством скоростной дороги «Москва – Санкт-Петербург», стало понятно, что 100 га леса, которые нам предлагали выделить, мы ни за что бы не освоили, так как никто нам не дал бы добро на вырубку леса. Поэтому в начале 2010 года руководство Торгово-промышленной палаты РФ и «Экспоцентра» приняло решение отказаться от этого проекта, хотя мы там достаточно далеко продвинулись.

Встал вопрос о выборе новой площадки, и вскоре она была найдена. Надо сказать, что, несмотря на огромные размеры Московской области, найти такую площадку оказалось очень непростым делом. Всем понятно, что у нас сейчас существует частная собственность на землю, и, фактически, очень мало земли в государственном владении, а на вторичном рынке у всех свои планы.

Тем не менее удалось, как нам кажется, найти такую площадку, которая находится рядом с комплексом аэропорта «Внуково». Это два земельных участка общей площадью 115 га, расположенных примерно посередине двух транспортных колец – Московской кольцевой дороги и Малого московского кольца (слайд 1).

Сейчас пока Московская кольцевая дорога является главной распределительной системой транспорта, направляющегося в Москву. Но со временем эта распределительная система уйдет дальше в Московскую область. Вы знаете, что сейчас идет активная реконструкция и расширение Малого московского кольца. В частности, эта развязка была открыта на Киевском шоссе в районе Селятино на пересечении Киевского шоссе и дороги областного значения (слайд 2).

Местонахождение наших участков очень удобно. Если распределение транспорта, который идет к нам не только из России, но и из-за рубежа, уйдет в эту зону, то доступ на эти земельные участки будет достаточно свободным. На эти земельные участки можно будет заехать и из Москвы, пока же из столицы можно заехать сюда, только доехав до развилки с Боровским шоссе и вернувшись назад (слайд 3).

Но мы увидели сразу большой плюс этой местности в том, что в одном километре от наших земельных участков располагается существующая развязка на Киевском шоссе, которая позволяет осуществить разворот транспорта к нам.

Мы, конечно, планировали, что при проектировании комплекса будет создана транспортная связь между этой существующей развязкой и нашими земельными участками. И тогда это позволит создать окружную дорогу, которая обеспечит выезд транспорта сразу с нашей территории с разворотом в сторону области ну и, естественно, в сторону Москвы (слайд 4).

Сейчас это земли сельхозназначения (слайд 5).

Как видно на этом слайде, это достаточно ровный рельеф, в настоящее время там посажены сельскохозяйственные культуры. Мы их сажаем и убираем при помощи специализированных организаций (слайд 6).

Владислав Леонидович упомянул такой важный момент. Когда мы эти участки приобретали и планировали на них построить выставочно-конгрессный комплекс, мы, конечно, учитывали тот факт, что аэропорт «Внуково» – это правительственный аэропорт; что Киевское шоссе, – пожалуй, лучшая вылетная магистраль в Московской области. Но мы, честно говоря, никак не ожидали, что эта территория станет в будущем частью Москвы. Тем не менее такое решение было принято, когда мы уже находились, можно сказать, в пути (слайд 7).

Здесь вы видите месторасположение наших земельных участков, а вот примерные новые границы будущей Москвы, о которых говорится сегодня достаточно часто.

Конечно, мы наблюдаем за этой ситуацией, анализируем разные варианты ее развития. Трудно, наверное, сейчас однозначно сказать, с какой скоростью и что здесь будет происходить. Мы думаем, что в следующем году должна наступить достаточная ясность. Сейчас, по словам мэра Москвы, ведется проработка градостроительной концепции застройки этой территории. При этом мы надеемся, что факт существования выставочно-конгрессного комплекса на этой территории во всех случаях должен быть востребован как для Московской области, так и для Москвы. По крайней мере рассчитываем на это.

Как сказал Владислав Леонидович, мы решили продолжать разработку мастерплана, не производя крупных вложений до той поры, пока не выяснятся окончательно новые границы будущей Москвы.

Что сделано за это время? Мы ни в коем случае не присваиваем все заслуги по разработке Генплана себе. В основном это заслуга местной власти. В настоящее время утвержден Генеральный план сельского поселения Марушкинское, часть которого здесь представлена (слайд 8).

На плане выделены границы нашего земельного участка (красный цвет в полоску). Это обозначение земель, на которых предусматривается общественноделовая застройка, то есть выставочный комплекс, который мы предполагаем здесь построить. Этот Генплан разработан и утвержден фактически до того, когда было ясно озвучено, что это будет Москва (слайд 9).

Надо отдать должное последовательности и твердости местных руководителей, которые принимали решение по данному вопросу. Нам уже удалось получить новые кадастровые документы на землю, в соответствии с которыми в настоящее время эти земли переведены из категории сельскохозяйственного назначения в категорию поселений. Это первый шаг (слайды 10, 11).

Сейчас ведется работа, которую мы надеемся закончить до конца года, по получению разрешения на изменение разрешенного использования земель, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, в земли для строительства, для размещения объектов общественно-делового назначения.

По этому вопросу мы также чувствуем поддержку руководителей местных органов власти.

Кстати, недавно прошли публичные чтения в сельском поселении Марушкинское с приглашением его жителей. Нам также приходится поддерживать контакты с жителями поселения Большое Покровское, в состав которого входит сельское поселение Марушкинское. Надо сказать, что в поселении Большое Покровское много местных жителей, которые, как они говорят, родились, выросли и до сих пор там живут. С ними состоялся долгий и достаточно откровенный разговор, в ходе которого мы объяснили людям, что мы сюда приходим не как иждивенцы, не для того, чтобы использовать эту территорию в своих коммерческих целях.

Мы объяснили людям, что чудес мы не обещаем, что все равно так замкнуто жить, как они живут сейчас, уже не получится. Жизнь идет вперед, и если придем мы, то мы принесем с собой то-то и то-то, а если не мы – то неизвестно еще, что и кто здесь будет. Мне кажется, жители нас поняли и поддержали. После этого только один человек проголосовал «против», а все проголосовали «за».

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мы очень рассчитываем на благополучное завершение этой работы.

Это место удобно не только хорошими транспортными связями, но здесь также имеется большой лесной массив, внизу нашего участка протекает местная речка Незнайка. Место, подходящее не только для бизнеса, но и для отдыха (слайд 9).

Нами заказана и уже практически выполнена градостроительная проработка размещения выставочного комплекса на этой территории. Она перед вами (слайд 13).

Сейчас мы заканчиваем ее согласование с учетом дороги, которая должна связать эту развязку с нашей территорией, что в конечном счете позволит создать объездную дорогу по контуру нашего земельного участка и еще улучшить транспортную составляющую этого проекта.

Близость к аэропорту имеет свои плюсы и минусы. Конечно, это хорошо, что мы находимся рядом с крупным транспортным терминалом, поскольку именно с этой территории будет прибывать основной контингент участников и посетителей выставок.

Но, с другой стороны, есть определенные ограничения. Поэтому мы обратились в Институт гражданской авиации, где нам предоставили рекомендации о допустимых высотных отметках строительства на этой территории, которые были учтены в мастер-плане нашего проекта. В результате нами было получено «добро» руководства аэропорта «Внуково», которое подписал старший авиационный начальник Александров (слайд 12).

Это копия большого отчета, в котором определены объекты для застройки и их параметры.

После получения заключения по высотным отметкам мы смогли понять, как размещать комплекс. На первый взгляд, территория вроде бы ровная, поле. Но на самом деле она имеет достаточно серьезный перепад от дороги, уклон в сторону речки.

Здесь показано, что в зоне нашего строительства нам разрешена абсолютная высотная отметка в 212 м. На месте основного строительства у нас отметка в 190 м. В итоге мы выбрали отметку в 184 м. Здесь будут проведены работы по планированию территории, и в этой зоне будет размещаться блок выставочных павильонов, который, с учетом выбранной отметки и допустимой высотности, позволит нам обеспечить высоту выставочных павильонов до 28 м.

То есть в чистоте, с учетом перекрытий, это где-то 23–24 м, значит, можно будет строить выставочные павильоны, чем мы и воспользовались.

А как распорядиться с перепадом местности в рельефе, который понижается к речке? Кстати, хотел бы сказать, что наши немецкие проектировщики – это очень известное в мире проектное бюро, которое, в частности, является автором проекта выставочных комплексов в Лейпциге, Карлсруе и др. В Киеве также был открыт олимпийский стадион, спроектированный этой фирмой. Специалисты этого бюро сначала говорили: надо делать всю планировку как стол, то есть все выравнивать. Но это – огромные работы и огромные затраты. И мы постарались из этого первоначального природного как бы минуса сделать плюс.

В итоге в этой зоне имеется возможность создать значительный объем по высоте, близкой к 50 м (40–45 м). Дальше я покажу, как мы их использовали. На основе этих исходных данных был заказан мастер-план, который включает в себя и Генеральный план комплекса. Это блок выставочных павильонов: восемь павильонов и один конгрессный центр (слайд 13).

Сумма выставочных площадей этого блока павильонов в целом с еще небольшим выставочным залом в конгресс-центре составляет 175 тыс. кв. м. Вместе с конгрессными площадями, которые частично размещены в каждом выставочном павильоне и в отдельно стоящем конгресс-центре, площадь составляет 350 тыс. кв. м, а вместе с сервисными помещениями (административные, офисные, торговые помещения, общественное питание), которые в этих блоках находятся, – 450 тыс. кв. м.

Этот комплекс зданий находится фактически на границе с речкой в самом укромном уголке, здесь предусматривается возможность строительства блока гостиниц, бизнес-центров. Также здесь пока размещены здания наших дочерних предприятий.

На этом слайде теневым образом показано очертание строений. Мы предусматривали и вели переговоры с нашими партнерами о возможности застройки этой территории и использования смежного участка, прав на который у нас нет, но, тем не менее, совместную деятельность они и мы видим вполне возможной.

Пока решили ограничиться размещением выставочных площадей и конгрессных центров на своей территории. Но мы надеемся, что по взаимной договоренности будем иметь возможность на смежном участке построить сервисные сопровождающие объекты – гостиницы, торговые площади, которые вполне могут находиться на этой территории. Мы на это рассчитываем. Это фотография макета (слайд 14).

Как строить? Владислав Леонидович говорил об огромных затратах и назвал цифру в 1,5 млрд долларов США. Конечно, это очень и очень приблизительно, потому что на этом этапе оценить все полностью очень сложно.

Сейчас мы ведем проработку инженерной инфраструктуры – это самые, наверное, сложные вопросы. В первую очередь, электрификация и газификация территории. Опять-таки с помощью наших партнеров и руководителей местных органов власти мы приблизились к приемлемому для нас решению этого вопроса, как минимум на первую очередь строительства. Речь идет о получении 20 мегаватт электроэнергии из централизованных источников. Также мы ведем переговоры о получении необходимого объема газа для обеспечения этого комплекса. Причем дальнейшее энергообеспечение будет зависеть от объема газа, который мы сможем получить. Либо мы недостающую часть (а фактически нам нужно еще столько же – 20 мегаватт) будем сами производить на газотурбинной станции, либо будем искать еще дополнительно источник централизованного снабжения (слайд 14).

Мастер-план, или, по-другому, концепция, предусматривает начало строительства с центрального блока павильонов.

Почему отсюда? Нам нужно, чтобы комплекс уже на первом этапе своего существования дал возможность проводить при необходимости не только выставки (это 50 с небольшим тыс. кв. м выставочных площадей), но и достаточно крупные конгрессные или выставочно-конгрессные мероприятия. По своим характеристикам эти залы делимы, размер их составляет 48х186 м. При необходимости каждый павильон можно разделить на несколько частей и проводить в нем одновременно и выставки, и конгрессные мероприятия.

Также многофункционален и павильон, который находится на одном уровне с указанными павильонами, но у него существует на нижнем уровне галерея. Создав такой блок, мы сможем закладывать основы бизнеса на этой площадке.

Почему мы пока говорим о первичных объемах достаточно осторожно? Во-первых, мы не до конца уяснили затраты, о которых я уже сказал, а во-вторых, ведь никто не собирается прекращать деятельность на территории существующего «Экспоцентра» и осваивать новую площадку надо параллельно с загрузкой и использованием существующего «Экспоцентра» (слайд 15).

Дальше уже идет прибавление площадей вплоть до последней стадии. По Генплану на новом комплексе имеется 170 тыс. кв. м выставочных площадей и практически столько же конгрессных. Я еще не упомянул про открытые выставочные площади – это 72 тыс. кв. м, они при необходимости могут использоваться как открытые площадки для парковки.

Конечно, в зависимости от ситуации, можно и в другой последовательности возводить этот комплекс, вплоть до того что запустить весь комплекс сразу, если будет понятно, что он весь будет загружен, и, главное, если на это есть финансы (слайд 16).

Ситуация с финансами будет понятна ближе к середине следующего года.

Мы сейчас провели подготовку, разработали эту концепцию, разрабатываем инженерную инфраструктуру. Сейчас прорабатываем вопрос транспортной составляющей. Несмотря на то что Киевское шоссе рядом, сопрячь наш комплекс с шоссе – очень сложная задача, ведь это правительственная трасса. Придется создавать фактически новую транспортную систему. И там, конечно, тоже будут очень серьезные затраты.

Мы считаем, что все исходные данные нами будут получены где-то к середине следующего 2012 года, и тогда мы сможем создать нормальный бизнес-план, из которого уже будут понятны затраты, направления и возможные поэтапные сроки реализации этого громадного проекта. Я лично встречался с представителями некоторых крупных банков (причем по инициативе самих же банков), которые предлагают нам свое сотрудничество. Но, когда начинается разговор по существу, всем становится ясно, что для конкретных договоренностей не хватает исходных данных. Эти разговоры, правда, начинались уже давно, когда у нас не было даже мастер-плана. Но мы договорились, что по мере появления более конкретных цифр, исходных данных мы будем возвращаться к этому вопросу и искать себе партнеров в этом проекте.

Здесь показана транспортная схема с дорогой, которую нам нужно будет создать до той развязки, о которой я говорил. Это – существующая дорога, которую надо будет реконструировать, такое как бы внешнее кольцо. Здесь показаны потоки посетителей, которые попадают в павильоны и двухуровневую пассаж-галерею. Здесь видно, что транспортные потоки у нас стопроцентно разведены с посетителями и нигде не пересекаются (слайд 17). Я хотел бы обратить ваше внимание на планируемые парковки. Для нас это очень важный момент и здесь, в «Экспоцентре». У каждого павильона нового комплекса мы планируем организовать закрытую парковку примерно на 700 машиномест. Итого в шести парковках – 4200 машиномест. При необходимости, используя открытые территории, можно довести количество машиномест до 12,5 тыс. По предварительным расчетам, этого будет достаточно для обеспечения приезжающих на собственном транспорте посетителей.

Здесь по плану у нас пока предусмотрено место для временного отстоя грузового транспорта, это нужно для того, чтобы при необходимости наши экспоненты могли попадать в любой павильон по существующей схеме. Расстояние между павильонами – 36 м, что дает возможность развернуться грузовому автотранспорту и не создавать тупиковых ситуаций (слайд 18).

Это – схема с нанесением размещения выставок, стендов. Должен сказать, что на заседании присутствует Владимир Владимирович Вохмин, начальник Инженерно-технического отдела. Он очень плотно и активно участвовал в подготовке технического задания, всегда находится в контактах с разработчиками. Он может ответить на вопросы будущего проведения больших, малых выставок, их совмещения, каких-то отдельных очень конкретных параметров. Ну и я, естественно, тоже.

На этом разрезе видно, что это многофункциональный павильон с отметкой 28 м, в чистоте его высота – 23–24 м, а сами эти павильоны будут в чистоте до 16 м. Владислав Леонидович говорил, что нами было изучено очень много построенных в последнее время комплексов, и мы считаем, что наши параметры – это серьезные параметры для проведения современных выставок (слайд 19).

Про павильоны могу рассказать отдельно. Размер павильона 90х219 м. Это цифры не случайные, я имею в виду ширину павильонов. Вот Владимир Владимирович Вохмин бился как лев за этот метраж, потому что немецкие проектировщики на первом этапе утверждали, что никак не получается 90 м, только 78–79.

Но он сумел доказать, что надо сделать именно так (слайд 20).

Здесь отдельно выделены два уровня первого этапа строительства, о котором я упоминал, – это многофункциональный зал, 126х186 м. В данном случае здесь показан пример использования этого блока целиком под выставочные цели (слайд 21).

Следующий слайд – здесь дано представление о возможности использования при необходимости этого блока под конгрессные цели с учетом гибких характеристик создаваемых павильонов (слайд 22).

Отдельно я просил бы обратить внимание на конгресс-центр, который предполагается построить. Он состоит из двух блоков. Это блок, который представляет собой набор самых различных трансформируемых помещений. Они дают возможность проводить конгрессные, а также переговорные мероприятия численностью от 20 до 50 человек. Фактически здесь, без использования центрального зала, рассчитанного на 10 тыс. посетителей, можно единовременно проводить мероприятия, численностью до 5 тыс. человек с одновременным проведением конгрессных мероприятий. На первых уровнях расположена также автостоянка на 1000 мест.

Данный конгресс-центр способен работать как отдельно, так и с выставочным блоком. Таким образом, есть возможность проведения огромного мероприятия с использованием одновременно двух залов – на 10 и 7 тыс. посетителей. Также можно организовать там, например, прием (слайды 23, 24).

Это – макет с вечерним освещением. Это – пассаж-галерея (слайды 25, 26).

Это – центральный дворик. По его периметру располагаются рестораны, кафе и т.д. (слайд 27).

Это – вид конгресс-центра от реки Незнайка, о которой я вам говорил (слайд 28).

Пожалуй, у меня все. Хочу обратить ваше внимание на то, что мы находимся на самой первой ступеньке проработки этого проекта. Его сделали немецкие архитекторы, у них он называется – мастер-план, у нас можно назвать – архитектурная концепция. Это только основы той проработки, которая будет осуществляться соответствующими проектными организациями. И пока у нас есть возможность учесть абсолютно все деловые замечания и предложения.

КОРОТИН И.А. (вопрос)

С учетом того что «Экспоцентр Внуково» находится вблизи аэропорта, существуют ли какие-то планы взаимодействия с аэропортом? Как будут строиться партнерские отношения с ними?

АНТОНОВ Н.А. (ответ)

Они готовы к конструктивному сотрудничеству, даже уже есть предложение по использованию определенных возможностей, которые имеются во «Внуково», но которые не используются в настоящее время. Например, 400-й завод, известный многим по ремонту воздушных судов. Там огромные площади, огромные возможности складских помещений. Они нам говорят: «Зачем вам строить у себя, давайте у нас что-то задействуем». Также у них есть огромные возможности по обеспечению общественного питания, которые не загружены в полном объеме.

Нам не нравится месторасположение стоянки для грузового транспорта. Все-таки рядом с населенным пунктом, это нехорошо. Мы вели переговоры с властями аэропорта, и они готовы помочь нам найти площадку для «отстоя». Вот такие контакты уже существуют.

АКСЕНОВ В.А.

Дорогие друзья, обычно участники неформального общения, проходящего в русле известной российской традиции, стремятся к тому, чтобы ни одна пуля не просвистела между их обращениями друг к другу. Так случилось, что сегодня день рождения у Игоря Леонидовича Митрофанова, генерального директора ООО «Экспоцентр Внуково», то есть того самого комплекса, который сегодня в фокусе нашего внимания. Считаю, что это символично. Поздравляю его от имени всех присутствующих с днем рождения и предлагаю поднять чарку за его здоровье (аплодисменты).


Возврат к списку