КОРОТИН Игорь Алексеевич

Коротин Игорь АлексеевичЯ несколько пассажей хотел бы представить сегодня вам. Критики было высказано много и неоднократно. От встречи к встрече мы практически говорим об одном и том же. Недавно мы выезжали в Пермь, куда также приезжал и Николай Иванович. Было расширенное заседание Комитета по выставочно-ярмарочной деятельности и Президиума РСВЯ. Все это также звучало, причем в присутствии депутатов Госдумы, в присутствии руководителей Министерства промышленности, отвечающих за выставочную деятельность. Без обиняков нам было сказано, что никакой концепцией развития выставочной деятельности в стране они заниматься не будут, их интересует только программа развития материальной базы. В настоящее время у нас существует 40 программ, которые покрывают 2,5 тысячи объектов в стране. Проблем с этими программами «выше крыши». В рамках этих программ крутятся большие деньги.

Все это выделяется под крышей каких-то законов и т.д.

Но выставочная деятельность вынуждена сама о себе говорить, сама себя защищать, сама поднимать проблемы. И в этом для нас для всех и плюс, и в то же время большой минус. У Президента прозвучали 10 тезисов в Магнитогорске по привлечению прямых инвестиций в регионы. Но что как не выставочная деятельность должно являться тем механизмом, который должен способствовать привлечению прямых инвестиций в регионы? Об этом не было сказано никем вообще. Поэтому мы вместе с «Экспоцентром» 9 июня будем поднимать этот вопрос. Пригласили представителей из Думы, пригласили региональных руководителей.

Мы должны постоянно отвоевывать свое место, хотя государство от выставочной деятельности получает ежедневно средства. Даже в период кризиса выставки способствовали оживлению экономической и промышленной ситуации, торговой ситуации в стране. Выставки способствовали тому, что у нас произошел прирост промышленного производства на 15%, что возрос товарооборот на 5% после кризиса. Но об этом никто не говорит, это как будто само собой разумеется. Поэтому, принося государству и развитию экономики страны такую пользу, выставочная деятельность обязана и от государства получать какие-то встречные ходы, направленные на развитие, укрепление, повышение эффективности, прежде всего, взаимодействия промышленности, государства и выставок, поскольку выставочная деятельность направлена на то, чтобы своим бизнесом помогать делать бизнес другим. Это уникальный вид деятельности.

Давайте сравним, допустим, нашу выставочную деятельность с туристической, где существует Закон о развитии туризма. Хотят исполнительные органы или не хотят, но каждый год собираются в Думе обсуждать проблемы развития туристической деятельности, обсуждать те средства, которые выделяются Правительством на развитие туристической деятельности. То же самое – народные промыслы. Принят также Закон о развитии и поддержке народных промыслов.

Ежегодно Дума, Совет Федерации собираются и обсуждают эти вопросы, делают запросы в Правительство, и процесс движется, выделяются в бюджете тоже какие-то средства на поддержку.

Чем же хуже выставочная деятельность, которая поддерживает интересы практически всех отраслей экономики народного хозяйства? Абсолютно ничем. Выставочной деятельности, по сути дела, многие обязаны своим развитием, своим бизнесом. Поэтому ставить вопрос нужно жестко и принципиально и на самом верху, и Палата к этому готовится. У нас нет системы поддержки, системы развития со стороны государства выставочного дела в стране вообще. То, о чем сегодня здесь говорили, абсолютно справедливо.

Минпромторг, обладая средствами и вмененными функциями по организации выставочной деятельности за рубежом, не обладает функциями выработки политики по развитию экспорта. Эти функции у Минэкономразвития, которое, в свою очередь, обладая механизмом (сетью торгпредств и т.д.), не обладает средствами на поддержку выставочной деятельности. Зато у Минэкономразвития есть фонды на поддержку участия в выставках региональных малых и средних предприятий.

Минрегионразвития сейчас активно подключается к организации выставочной деятельности малых региональных предприятий за рубежом. Отдельные отраслевые министерства – Минздрав, Минсельхоз, Минсвязи – проводят свои выставки.

Таким образом, налицо полный раздрай. Минэкономразвития, отвечая за выработку в целом экспортной политики и экспортной стратегии, не влияет на то, что происходит по отдельным отраслям. Я не говорю уже о всем набившем оскомину Минпромторге. Со стороны настолько абсурдно это выглядит: деловое сообщество, бизнес призывают к системе, к понятной и прозрачной организации дела, и в то же время чиновники из этого министерства все сводят к какой-то анархии. Такого ни в одной стране, а я много путешествовал, мне видеть не приходилось. Поэтому, наверное, надо ставить вопрос и о том, чтобы создавался какой-то единый орган. Скорее всего, отраслевое министерство с этой задачей справиться не сможет.

Недавно Президент объявил о создании Агентства стратегических инициатив, которое будет выполнять надминистерские функции по координации всей работы, связанной с модернизацией, по сути дела, промышленности страны.

И здесь, конечно, необходимо поднять вопрос о том, чтобы это агентство взяло под себя общую координацию министерств по вопросу выставочной деятельности, и, наверное, это будет уместно и своевременно.

И второй момент, который я хотел бы сказать и с чего я начал: надо вернуться к обсуждению вопроса о целесообразности принятия закона о развитии выставочной деятельности в стране. Были разговоры о том, чтобы подменить этот закон положением о выставочной деятельности. Но положение – это инструкция. Она принимается Правительством, а закон – это есть закон. По закону уже с выставочной деятельностью придется считаться ведомствам, хотят они этого или не хотят.

Законодательные органы власти обязаны будут периодически рассматривать вопросы и периодически рассматривать проблемы, которые волнуют выставочную деятельность, поскольку она затрагивает интересы всех отраслей промышленности всех регионов.

Этот вопрос, я думаю, нужно вынести на более широкое обсуждение, и надо к нему серьезно подойти. Есть противники, есть сторонники, но такова объективная реальность: мы живем в стране, которая без законов. Даже при наличии законов многие вопросы очень сложно решать, но без них практически мы остаемся одинокими воинами в пустыне, которые постоянно говорят о своих проблемах и задачах, а в ответ, как здесь вы правильно сказали, сталкиваются с оголтелым, холодным цинизмом. И света в этом туннеле мы долго еще не увидим, к сожалению.

Поэтому, подводя черту своему короткому выступлению, хочу сказать, что Палата готовит сейчас обращение на имя Премьер-министра, может быть, даже и на имя Президента, в котором эти все принципиальные вопросы мы намерены поставить и начать серьезный диалог с исполнительной и законодательной властью о том, чтобы выставочная деятельность заняла свое достойное место.

Прошло 10 лет, по сути дела, а мы с вами говорим все эти годы об одном и том же, не сдвигаясь ни на шаг.

АКСЕНОВ В.А.

Спасибо, Игорь Алексеевич, за это очень информативное и стратегическое выступление. Я позволю себе тоже несколько комментариев. Мне сейчас тоже вспомнилось наше заседание Клуба в ноябре, посвященное вопросам интеллектуальной собственности и ее защиты, где собралось немало юристов. Это заседание мы проводили совместно с Московским клубом юристов. Меня, в каком-то смысле, удивило это существование разных точек зрения, отсутствие консенсуса по необходимости принятия закона о выставочной деятельности.

Конечно же, он необходим по многим причинам.

Во-первых, это позволит фактически сформулировать концепцию развития выставочной деятельности одновременно. Позволит обозначить и высветить все недостатки и системные причины проблемы в этой эмпирической практике, которая существует. И самое главное, как сказал Игорь Алексеевич, будет закон – будет основание, которое нельзя будет игнорировать, призывать к ответственности и работать и т.д.

Поэтому я думаю, что в этом не совсем плюрализме мнений по поводу необходимости принятия закона должна рука коллективная добиваться и пробивать его в жизнь.

КОРОТИН И.А.

Владимир Александрович, я бы предложил очередное заседание «Экспоклуба» провести совместно с Комитетом ТПП РФ.

АКСЕНОВ В.А.

Я бы с удовольствием это поддержал. Это то, что касается закона о выставочной деятельности. А что касается того, чтобы иметь «длинные руки», эффективные для лоббирования, эта задача остается все равно весьма актуальной, и надо подумать, какие механизмы лоббирования могут быть сделаны. Один из таких механизмов, как правильно здесь сказал Игорь Алексеевич, – предполагается постановка вопроса жесткая, на новом уровне. Новый президент Палаты Катырин Сергей Николаевич в выставочной деятельности хорошо разбирается, мы это все знаем, он понимает ее значение, перспективы и потенциал. Тем более в стране, в которой ставятся задачи модернизации и инновации, не понимать роли выставок в перезагрузке мышления людей, бизнес-матриц, в пропаганде опыта и научении опыту – это просто бессмысленно, не понимая роли выставок, такие вещи делать. Поэтому задача остается, надо использовать все возможности, персональное знание людей в руководстве парламента, в министерствах.

Может быть, какую-то образовать группу, которая бы все это пробивала, провести брейн-шторминг и придумать приемы, как это можно сделать, как привлекать, – парламентские слушания, использование телевидения, РБК, газеты, статьи, критику и т.д. и т.д.

Ситуация с выставочной деятельностью очень поучительна для нашей практической экономической жизни, потому что как проблема она не осознана. Каждое министерство не имеет своих стандартов, разнобой получается в подходах.

Задача выставочной деятельности является не функциональной для каждого министерства, а является общей для страны. Тут надо наводить порядок горизонтально-вертикальный по всем направлениям.


Возврат к списку