Серебровская Наталия Вадимовна

Уважаемые коллеги!

Тезис о том, что выставочно-ярмарочная деятельность – важнейший инструмент экономического развития страны – не только не нов, но успел уже набить оскомину.

Вместе с тем, к огромному сожалению, далеко не все, облеченные властью структуры, это понимают, а если и понимают теоретически, но не воспринимают с практической точки зрения. Поэтому, кому как не нам – выставочникам, организаторам выставочных и конгрессных мероприятий, доносить это до органов государственной власти.

С другой стороны, повышение капитализации, расширение бизнеса, освоение новых рынков и регионов, инвестиционные проекты, - эти и другие аспекты динамично растущего бизнеса неизбежно ставят компании перед проблемой установления и поддержания партнерских отношений с органами государственной власти. Отношения с государственной властью, с государственными структурами становятся частью стратегического планирования, а соответственно, и развития бизнеса компании.

Насколько важны для выставочной компании отношения с государственными структурами? Нужны ли выставочному организатору специалисты в области GR?

Попробуем ответить на эти вопросы с точки зрения выставочной компании и, в частности, ГП «РЕСТЭК».

Многие компании приходят к внедрению лоббистских функций лишь только после столкновения с определенными препятствиями или ограничениями для развития своего бизнеса. Необходимость формирования подобного рода отношений – партнерских отношений бизнеса с государственной властью – осознается далеко не сразу. А уж решение поставить GR в качестве бизнес-процесса дается после длительных размышлений и далеко не всем.

Возникает вопрос – нужны ли сегодня нашим компаниям GR-технологии, и если, “да”, то стоит ли реализовать это направление как самостоятельную функцию компании или логичней отдать ее на модный сегодня аутсорсинг. Попробуем ответить на эти вопросы.

Для того, чтобы понять, нужен ли GR вашей компании или нет, давайте попробуем ответить на ряд вопросов:

  • Отношение органов государственной власти к деятельности компании имеет значение для вашего бизнеса (для его существования, развития)?
  • Насколько зависит успех начинаний компании от позиции органов государственной власти?
  • Насколько существование вашего бизнеса связано с решениями органов государственной власти?
  • Возникают ли у компании проблемы с органами государственной власти и как они решаются?
  • Как формируется отношение представителей органов государственной власти к вашей компании, ее руководителям, продуктам/проектам? Кто формирует эти отношения?
  • Как часто компания контактирует с органами госвласти и каковы последствия этих контактов?
  • Удавалось ли компании извлечь пользу из внешних связей, можете ли вы оценить выгоды от контактов с представителями органов государственной власти?

И, наконец, как вы думаете, влияет ли на деловую репутацию компании наличие связей в органах государственной власти? Что вы можете об этом сказать?

Как минимум даже один положительный ответ на поставленные вопросы дает понимание важности этих взаимоотношений.

Далее. Нужно составить список GR-потребностей компании. Причем, необходимо выделить как стратегические, так и текущие потребности. Стратегические потребности могут выглядеть следующим образом:

  • нужно позитивное отношение представителей органов государственной власти к конкретному направлению деятельности и планам развития вашей компании (это может касаться выхода на новые рынки, в новые регионы; увеличения доли рынка на существующей территории; развития нового направления деятельности компании и т.п.);
  • нужна устойчивая позитивная репутация компании среди органов государственной власти.

Текущие потребности могут быть таковы:

  • для реализации одного из направлений бизнеса требуется “зеленый свет” от органов государственной власти;
  • нужна положительная позиция конкретного органа государственной власти к конкретному проекту компании;
  • нужно просто выиграть определенный тендер.

 Какие именно направления деятельности важны в настоящий момент для развития вашего бизнеса? Соответствующим образом следует составить картину желаемого уровня отношений с органами государственной власти.

Контакты с кем для вас существенны:

  • органы муниципальной власти (мэрия, префектуры);
  • органы региональной исполнительной власти (администрации, губернаторы);
  • органы региональной законодательной власти (городская дума);
  • органы федеральной исполнительной власти (федеральные министерства);
  • органы федеральной законодательной власти (комитеты в ГД ФС РФ).

И, соответственно, какие нужны взаимоотношения:

  • желательно быть в курсе решений органов государственной власти (например, по вопросам регулирования вашей отрасли или по широкому спектру проблем);
  • желательно активно участвовать в развитии законодательства применительно к некоторым секторам экономики;
  • желательно влиять на принятие государственных (муниципальных, региональных) решений, участвовать в принятии этих решений (через представительство/членство вашей компании в различных комитетах, палатах и т.п.);
  • хотелось бы иметь деловые контакты с представителями и руководителями органов власти, сформировать протекционистское отношение к компании;
  • для развития бизнеса полезным стало бы партнерство с государством, муниципалитетом, региональной администрацией (например, участие в совместном с государством проекте, или реализация проекта на рынке В2G);
  • требуется устойчивая репутация компании среди представителей власти – желательно побеждать в тендерах/конкурсах и т.п.

Исходя из перечисленного, можно построить множество различных моделей/вариантов взаимоотношений партнерства с GR-структурами и, соответственно, обозначить важнейшие направления GR-деятельности компании:

  • либо постановка глобальных задач (организация влияния на законодательство: разработка проектов законов, предложений по их изменениям, дополнениям и т.п.);
  • либо установление устойчивых деловых связей с представителями GR-структур (для регулярного решения текущих вопросов);
  • либо просто доступ к бюджетным средствам.

Выстраивая эффективную модель коммуникативных технологий с органами государственной власти, следует помнить, что выбор той или иной технологии зависит от множества факторов:

  • знание технологий лоббирования;
  • наличие коммуникативных способностей топ-менеджеров (GR-менеджера);
  • масштабность идей и задач компании;
  • определенные финансовые ресурсы компании.

Модель построения GR-структуры в компании, как уже говорилось, может быть 2-х вариантов: собственная GR-служба или передача этих функций на аутсорсинг. В Москве эти услуги оказывает ряд фирм, среди которых можно назвать известную вам компанию “ИМА-консалтинг” и ряд других. Однако следует помнить, что подобного рода услуги, во-первых, очень дороги, во-вторых, компания, которая не знает вашего бизнеса, решить подобного рода вопросы не всегда может так, как это нужно выставочной компании.

Переходя к модели GR-службы группы предприятий «РЕСТЭК», хотела бы сказать следующее. Группа предприятий «РЕСТЭК» давно пришла к пониманию важности GR-деятельности, в соответствии с чем в 2005 году была выстроена определенная структура. Деятельность службы GR ГП «РЕСТЭК» направлена на эффективное взаимодействие с государственными органами власти, общественными и профессиональными отраслевыми структурами по продвижению как предприятий группы «РЕСТЭК», так и проводимых ими мероприятий в Москве, Санкт-Петербурге, других регионах России и за рубежом. Основными внешними контрагентами службы GR являются: федеральные, региональные и муниципальные органы государственной власти, а также общественные структуры. Что касается отраслевых ассоциаций, то это, как правило, прерогатива выставочных дирекций. Каждый проект имеет свою отраслевую поддержку. Налаживание этих связей, отработка технологий работы в этом направлении – дело выставочных дирекций. А что касается таких отраслевых структур– РСВЯ, РСПП– это сфера деятельности GR службы.

В основу структуры службы GR группы предприятий «РЕСТЭК» положен функционально-географический принцип, а именно: головная компания расположена в Санкт-Петербурге, соответственно служба GR-Санкт-Петербург работает с администрацией/правительством Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также с федеральными органами власти, общественными структурами, профессиональными отраслевыми объединениями, союзами и ассоциациями, территориально расположенными в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе – также прерогатива службы GR-Санкт-Петербург.

Служба GR, территориально расположенная в Москве на базе одного из предприятий группы «РЕСТЭК», работает с правительствами Москвы и Московской области, с ЦФО, с федеральными органами власти, общественными структурами, профессиональными отраслевыми объединениями, территориально расположенными в Москве.

В случае реализации мегапроектов ГП «РЕСТЭК», в которых принимают участие обе службы GR, взаимоотношения между ними, в том числе финансовые, отображаются в организационно-экономической схеме, являющейся неотъемлемой составляющей оргпаспорта проекта. Что касается работы с регионами, то здесь распределение обязанностей обеих служб происходит в зависимости от проекта, от функциональных задач по его реализации.

В заключение хочу сказать, что сегодня мы продолжаем тенденцию, начатую в рамках выездного заседания «Экспо-VIP» клуба, которое прошло в Москве в сентябре 2009 года на базе нашей выставки Junwex. Мы рассказали тогда о некоторых наших технологиях в области маркетинга и продвижения. Сегодня я попыталась дать некий обзор работы нашей службы GR. Уверена, что такой обмен опытом идет всем нам на пользу. И мы готовы продолжать диалог в таком же формате.

Благодарю всех за внимание и желаю всем хорошей работы.


Возврат к списку