Беднов Сергей Сергеевич

(выступление с презентацией)

Уважаемые коллеги! Я буду говорить о роли государства и состоянии законодательной базы.

В настоящее время в России не существует единого нормативного акта в области выставочно-ярмарочной деятельности. Различные аспекты этой деятельности регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативно-правовыми актами правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов федерации. В частности, на этом слайде вы можете увидеть ряд тех законов и кодексов, которые так или иначе затрагивают вопросы выставочно-ярмарочной деятельности. Но это не исчерпывающий перечень. Есть масса других законов. Например, в этот перечень не вошел так называемый 94-й ФЗ, о котором мы в последнее время много говорим.

Международные договоры. К международным договорам относятся следующие договоры: Парижская конвенция 1928 года “О международных выставках”, Соглашение с государственными участниками СНГ “О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ” от 26.05.1995 г., Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Брюссель, 1961 г.), Конвенция о временном ввозе товаров (Стамбул, 1990 г.), а также двусторонние соглашения РФ о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами, содержащие отдельные положения, касающиеся выставочно-ярмарочной деятельности.

Существуют и ведомственные нормативные базы, которые формируют такие ведомства, как Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная Таможенная служба, Роспотребнадзор и другие.

Региональная нормативно-правовая база. В некоторых субъектах РФ были приняты свои региональные концепции и целевые программы развития выставочно-ярмарочной деятельности. Приняты и действуют нормативно-правовые акты, содействующие развитию материально-технической базы выставочной деятельности, совершенствованию мер поддержки отечественных товаропроизводителей-участников выставок. Примером может служить работа Администрации Санкт-Петербурга, где на уровне руководства города была принята «Программа развития выставочно-ярмарочной деятельности», утвержден «Перечень приоритетных выставок на 2009-2011 гг.» Сегодня о нем Анатолий Иванович Котов в своем выступлении говорил.

Активно в этом направлении работает Правительство города Москвы. В Москве принято постановление Правительства “О комплексной городской целевой программе развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в г. Москве на 2007-2009 гг.” Действие этой программы продлено до 2011 года. Можно назвать постановление Правительства Москвы “Об основных направлениях развития объектов выставочно-конгрессной деятельности в г. Москве на 2009-2015 годы и на период до 2025 года”. Есть постановления о патронате выставок и также можно назвать и другие постановления.

Большую работу по совершенствованию нормативно-правовой базы проводит ТПП РФ. По ее инициативе был разработан и внедрен национальный стандарт “Выставочные термины и определения”, который вступил в силу с 01.01.2010 года. Подготовлены и конкретные предложения по изменению ряда нормативных документов, в том числе были направлены и предложения по изменению ряда положений 94-го Федерального Закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Поэтому, считаю необходимым отметить, что эта работа не стоит на месте, и что-то все-таки сдвигается. То есть наблюдается положительная тенденция по некоторому изменению законодательства.

17 декабря 2009 года состоялось заседание общественно-консультативного совета при Федеральной Таможенной службе по таможенной политике, на котором выступал вице-президент ТПП РФ В.П. Страшко. Был внесен ряд предложений по изменению действующих приказов, ведомственных нормативных документов ФТС, которые создают административные барьеры по таможенному оформлению выставочных грузов. Мы выражаем надежду, что те предложения, которые были внесены на упомянутом консультативном совете, будут нашими государственными органами учтены и реализованы.

Актуальность задач совершенствования нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности продиктована давно назревшей необходимостью установления основ государственного регулирования выставочно-ярмарочной деятельности, выставочно-конгрессной деятельности в РФ как наиболее эффективного инструмента продвижения товаров и услуг на внутренний и внешний рынки, повышения конкурентоспособности отечественной промышленности. На представленном слайде показан ряд нерешенных проблем правового регулирования конгрессно-выставочной деятельности. Действующая нормативно-правовая база не в полном объеме регулирует вопросы стимулирования выставочно-конгрессной деятельности, отсутствует концептуальный скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом. Не определены приоритеты в конкретной форме государственной поддержки отечественных мероприятий участников выставочно-ярмарочной деятельности. Материально-техническая база выставочно-ярмарочной деятельности не достаточно развита. Но о материально-технической базе еще будут говорить сегодня другие участники нашего заседания. Отсутствует комплексный подход к развитию инфраструктуры, обеспечивающей эффективное развитие выставочно-ярмарочной деятельности.

Действительно, все эти вопросы были предметом пристального внимания и обсуждения на круглом столе, который состоялся в Госдуме в 2006 году по инициативе Л.В. Говорова. По результатам этого круглого стола были выработаны рекомендации, но, к сожалению, действительно следует констатировать, что эти рекомендации не были реализованы. Однако актуальность этих вопросов не исчезает, они очень важны и сегодня.

Не утратило своего значения обсуждение и принятие «Положения об организации выставочно-конгрессной деятельности в РФ» (или можно назвать его по-другому– «Порядок организации выставочной деятельности в РФ»). Как можно было бы ускорить принятие этого документа?

Во-первых, такое Положение (или Порядок) можно было бы утвердить Постановлением Правительства. В нем закрепить базовые принципы регулирования выставочной деятельности, меры государственной поддержки, основные понятия в области выставочной деятельности, правовое положение участников выставочно-конгрессной деятельности, определить общие правила проведения выставок в РФ, механизм выделения бюджетных средств для поддержки участников выставочно-конгрессной деятельности. Что сейчас получается? Вы прекрасно понимаете, что если иметь в виду федеральный уровень, то следует сказать, что денежные средства выделяются лишь для проведения национальных выставок за рубежом. В регионах, если эти средства и выделяются, то выделяются только из региональных бюджетов для поддержки своих экспонентов для участия в выставках, которые проводятся либо в РФ, либо на территории других государств.

Чем определяется необходимость принятия такого Положения. В первую очередь, необходимостью координации выставочно-ярмарочной деятельности на федеральном и региональном уровнях. Напомню, что в 2001 г. была разработана «Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ». Она была утверждена соответствующим Распоряжением РФ. В этой Концепции были прописаны определенные механизмы координации выставочной деятельности, в т.ч. по созданию определенных координационных органов на региональных уровнях. В некоторых регионах действуют такие координационные советы по регулированию выставочно-ярмарочной деятельности. В итоге наблюдаем парадокс – на федеральном уровне нет такого органа, который взял бы на себя вопросы координации, а в регионах такие органы существуют. Это вопрос, который требует решения.

Что предлагается сделать в этой связи. Прежде всего, не следует отчаиваться и считать, что за три последних года нам ничего не удалось сделать. Что-то продвигается. Принят национальный стандарт “Выставочные термины и определения”. Активно работает ТПП РФ по внесению изменений в существующее законодательство. Не все так гладко. Не все так просто. Задача выставочного сообщества, на мой взгляд, в том, чтобы провести инвентаризацию нормативно-правовой базы, которая касается вопросов выставочной деятельности. И в первую очередь, надо обратить наиболее пристальное внимание не на федеральные законы, а на акты исполнительной власти, на различные ведомственные документы, в т.ч. постановления Правительства. У меня есть перечень постановлений Правительства, в который необходимо было бы внести соответствующие изменения, поскольку эти постановления Правительства в какой-то степени создают административные барьеры по развитию выставочной деятельности. Исходя из проведенной инвентаризации, следует определить некие реперные точки с тем, чтобы не стрелять из пушки по воробьям, а взять за основу несколько документов, которые сегодня более всего нуждаются в изменении и которые сегодня более всего мешают развивать выставочно-конгрессную деятельность. Считаю, что именно с этого и надо начинать работать.

Возврат к списку