Коротин Игорь Алексеевич

Я остановлюсь на некоторых моментах, связанных с выставочной деятельностью территориальных торгово-промышленных палат в этот кризисный период, и несколько слов скажу о перспективе.

Вполне естественно, что деятельность торгово-промышленных палат, занимающихся предоставлением услуг в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, не могла быть не затронута теми кризисными явлениями, которые происходят в мире и в экономике нашей страны.

Несколько цифр. На сегодняшний день система ТПП объединяет 173 территориальные торгово-промышленные палаты, из которых 91 палата занимается предоставлением услуг в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, что составляет 53%. Эти 173 палаты делятся в свою очередь на 80 палат субъектов Федерации республиканского, краевого и областного уровня и на 93 палаты муниципальные. Из этих 80-ти палат 54 занимаются выставочной деятельностью (67%) и из 93-х муниципальных палат 37 палат занимаются выставочной деятельностью (39%).

Сравнивая показатели 1 полугодия 2008 г. и 1 полугодия 2009 г. можно констатировать, и это подтверждено нашей статистикой, определенное падение, в частности, по показателям денежных поступлений - порядка 43%. Вместе с тем в целом, по итогам 2009 года выставочная деятельность палат по поступлениям снизилась на 20-22%. В абсолютных величинах: финансовые поступления 2008 года составили 725 млн. рублей, несложно представить 20% от этой суммы и понять, что падение в 2009 г. было весьма ощутимо.

Выставочная деятельность в общем перечне услуг, которые предоставляют торгово-промышленные палаты, продолжает устойчиво занимать 4-е место. Всего в этом перечне порядка 15 видов различных услуг при общем объеме в 4,5 млрд. рублей поступлений от всей деятельности системы торгово-промышленных палат.

По итогам 2009 года мы провели анкетирование среди палат, занимающихся выставочной деятельностью, и я бы хотел обратить ваше внимание на ряд проблем, который носят универсальный характер и по поводу чего регионы обращаются к нам в центр, в Москву. В частности, по информации респондентов в 1/3 регионов отсутствует вообще какая-либо поддержка выставочной деятельности со стороны администраций. Вместе с тем, возможность преодоления кризиса или, как минимум, смягчения кризисных последствий во многом зависит от того, насколько серьезно региональные администрации относятся к этим проблемам, оказывают поддержку экспонентам и организаторам выставочных мероприятий. 40% участников опроса указывают на необходимость оказания содействия в работе по совершенствованию местного выставочного законодательства, разработке методических рекомендаций, программ подготовки/переподготовки не только специалистов выставочного дела, но и экспонентов для более эффективного продвижения своих товаров и услуг на внутренний и внешний рынок через участие в выставках. 70% палат указывают на необходимость формирования централизованного выставочного информационного обеспечения.

Таким образом, помимо тех проблем, которые приходится решать в рамках ликвидации последствий кризиса, существует целый ряд вопросов, на которые нам необходимо обращать внимание и которые тем или иным образом, в том или ином направлении помогают разрешать возникающие трудности.

В целом же, и сегодня уже было об этом сказано, нет готового рецепта выхода из кризиса, каждый регион (мы говорим о региональном аспекте), каждая компания, каждый выставочный организатор, каждая региональная палата, ведущая выставочную деятельность, вырабатывает свою практику, свой опыт и свою политику в этом отношении. И вместе с тем, определенные формы и методы работы имеют достаточно универсальный характер и помогают решать те трудности, которые возникают на местах. Это и гибкая ценовая политика, и не обязательно снижать цены, достаточно расширять номенклатуру, увеличивать количество услуг, оказываемых по той же ценовой планке; это и индивидуальная работа с участниками выставок, с ассоциациями, отраслевыми союзами экспонентов; целевое привлечение посетителей; активнейшее использование Интернета, более разностороннее и глубокое внедрение маркетингового подхода к организации выставок. Тем самым в регионах накапливается свой опыт, свой инструментарий работы в кризисных условиях. Естественно, от нас ожидается та помощь, о которой нас просят.

Торгово-промышленная палата России, и В.П. Страшко уже об этом говорил, оказывает каждый год в рамках плана патроната организационную и информационную поддержку выставочным мероприятиям. Исходя из потребностей и учитывая кризис, на 2010-й год мы включили в План патроната почти все мероприятия, которые были заявлены на патронат организаторами мероприятий. Мы понимаем, что, оказывая это содействие, организационную и информационную помощь, мы тем самым адресно помогаем привлекать внимание и посетителей и экспонентов к тем выставкам и конгрессно-выставочным мероприятиям, которые проходят у нас в стране.

Для информации - План патроната 2010 года объединяет порядка 160 выставочных мероприятий, 47 % этих мероприятий приходится на Москву, 13 % – на Санкт-Петербург и 36-37% – на регионы. Вместе с тем, проанализировав содержание этого плана, содержание заявок, можно выявить определенные тенденции. Например, заявляются выставки, которые в той или иной степени соответствуют основным экономическим направлениям, провозглашенным руководством страны. Из 160 заявленных в Плане мероприятий около 37 % составляют конгрессно-выставочные мероприятия, посвященные продвижению на рынок инновационных разработок и изделий научно-технического прогресса.

В заключение я хотел бы еще раз подчеркнуть следующее. Задавая себе вопрос, какой будет наша экономика после кризиса – через год, через два-три года, и принимая во внимание, что выставочный бизнес пор своей специфике призван помогать делать бизнес другим, и в этом состоит его универсальность и всеядность, мы совершенно четко можем определить роль выставочной деятельности как флагмана и того проводника, который поможет нашим предприятиям, компаниям нашей промышленности в отдельных отраслях и секторах экономики выйти из оцепенения кризиса и набрать те обороты, о которых мы здесь достаточно много говорили.

Хочу пожелать всем успехов. И еще раз отмечу, что поводом нашей встречи, заседания «Экспо-VIP» клуба послужило открытие этого замечательного конгрессного центра в Санкт-Петербурге. Это яркий пример того, что в выставочном сообществе достаточно сил, инициативы и мудрости, чтобы решить все наши задачи.


Возврат к списку