Говоров Леонид Владимирович

Уважаемые члены «Экспо-VIP» клуба! Прежде всего, разрешите поздравить компанию «РЕСТЭК» с этим знаменательным событием – открытием Конгрессного бизнес-центра “Петроконгресс”. Надеюсь, что компания «РЕСТЭК» также поступательно будет развиваться и далее. И новое здание, в котором мы проводим наше заседание, расширение материально-технической базы придаст новый импульс как развитию компании «РЕСТЭК», так и выставочно-конгрессной деятельности в Санкт-Петербурге в целом. Еще раз поздравляю вас коллеги, успехов вам.

Теперь по существу вопроса. Тема очень важная – роль государства, общественных объединений, системы торгово-промышленных палат. Мы с вами понимаем, конечно, что без тесного сотрудничества всех структур эффективное развитие отрасли, эффективное решение задач поддержки наших отечественных производителей, повышение роли выставочно-конгрессной отрасли и ее вклада в экономику России невозможно. Это очевидно.

Основная цель такого сотрудничества – создание системного базиса для развития отрасли, для решения тех задач, о которых мы говорили. Я напомню, что базис включает в себя следующие основные компоненты: нормативно-законодательное обеспечение отрасли, материальная база, информационное обеспечение. Это законодательные определенные правила поддержки участников выставочно-конгрессной деятельности. И я бы включил сюда также правила делового оборота, кодекса деловой этики участников выставочно-конгрессной деятельности и делового сообщества. Комментариев по составу этих компонентов базиса, полагаю, не требуется.

Что мы сегодня имеем? Мы имеем немного. Я держу в руках документ, который называется «Рекомендации круглого стола по законодательному обеспечению выставочно-ярмарочной деятельности как инструмента повышения конкурентоспособности отечественной промышленности». Круглый стол состоялся в Государственной Думе 16 ноября 2006 г. Вот примерно все, о чем мы говорим с вами, здесь в этом документе перечислено. Замечу, это было 3 года назад.

С.П. Алексеев говорил, что нам нужно выпускать «Положение об организации выставочно-конгрессной деятельности в РФ». Это было сказано 3 года назад. И что? И ничего нет. Далее. Мы с вами говорим о тех предложениях, которые были сформулированы в части нормативно-законодательного обеспечения на федеральном уровне. И что сделано? Ничего. Вот эти все предложения, которые были 3 года назад сформулированы, переданы и направлены в инстанции, они так и остались актуальными и нереализованными. Экспертный совет в Государственной Думе свернул свою работу по законодательному обеспечению. Далее, «Концепция развития конгрессно-выставочной деятельности в Российской Федерации», проект которой мы формулировали в течение нескольких лет. В прошлом году ТПП РФ передала проект концепции на рассмотрение в Минэкономразвития и что? До сих пор нет ответа. Вот, что мы имеем в системном базисе на уровне РФ сегодня.

Буквально вчера у меня состоялся разговор с одним из представителей Министерства промышленности и торговли, который сказал: «А вообще, зачем нам нужно все это делать, какие-то концепции и прочее-прочее. Мы и так помогаем, выставки финансируем. А дальше оно само все пойдет». Это позиция определенной стороны. Я приведу такой пример. Он, правда, далек от выставочно-конгрессной деятельности, но тем не менее. Это касается сферы сырьевых ресурсов. Это вопросы системного базиса: что является системным базисом или одним из компонентов в отрасли минеральных ресурсов? Углеводороды, геологоразведка? Что добывать? Этот системный базис в свое время был упущен. 10 лет тому назад ситуация была такова, что на 1 тонну добываемой нефти приходилось 5 тонн разведанных запасов. Сегодня на 1 тонну добываемой нефти приходится 0.5 тонны разведанных запасов. Системный базис развалился, потому что его отдали в отрасль и сказали: «Вы там сами разберитесь, мы ведь вас финансируем и преференции даем». Системного базиса не стало, и вот результат.     

Кстати говоря, если мы имеем такую ситуацию на федеральном уровне, то нужно сказать, что на региональном уровне, во многих регионах эта ситуация выглядит несколько по-иному. Много примеров я приводить не буду. Но вот мы сегодня в гостях в Санкт-Петербурге, здесь ситуация другая. Здесь и нормативно-законодательная база есть, и материальная база, и определенные нормативные правила поддержки. И таким образом работает целый ряд регионов. Следует сказать, что для решения всех тех вопросов, о которых мы сейчас говорим, конечно, необходима очень активная работа общественных объединений. Это задачи и РСВЯ, и Московской выставочной гильдии, и профильного Комитета ТПП РФ. Кстати говоря, хочу отметить, что в течение последних полутора-двух лет Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности ТПП РФ стал совсем по-другому работать, и он поднимает все те вопросы, о которых мы с вами говорим. Но без активной работы других структур решить этот комплекс вопросов будет очень сложно. А активность выставочных профессиональных объединений сегодня, к сожалению, в этих направлениях невелика.

Формирование четкого пакета нормативно-законодательных актов (речь не идет о Законе, Закон - спорная вещь), изменение целого ряда постановлений правительства и государственных кодексов, например, таможенного кодекса. Почему это нужно делать незамедлительно? Мы должны реально поддерживать отечественного товаропроизводителя. В этом состоит задача национальной выставочной отрасли.

О роли системы торгово-промышленных палат.

Сегодня многие палаты начали активно работать в сфере содействия развитию выставочно-конгрессной деятельности. Например, Белгородская область. Этот регион усилиями Белгородской ТПП достаточно серьезно продвинулся в данном направлении. Есть несколько десятков палат, которые очень успешно работают в этой сфере, занимаясь координацией выставочно-ярмарочной деятельности, развивая конгрессную деятельность. Считаю, что необходима активизация и консолидация деятельности таких палат. На недавнем Правлении, которое прошло в ТПП РФ, такое предложение было сделано. Его сделал Ю.И. Котов. Это, несомненно, серьезный ресурс, который поможет и поддержит решение тех задач, которые мы с вами поставили. А это задачи ключевые.

В этом задача наших объединений, в этом задача нашего взаимодействия с органами государственной власти. Регионалы подают пример федеральным властям. И мы должны на федеральном уровне эти задачи очень серьезно поставить. Без них у нас не будет серьезной скоординированной политики в области выставочно-конгрессной деятельности.


Возврат к списку