Олишевский Андрей Иванович

Добрый день, коллеги. Большое спасибо организаторам и идеологам «Экспо-VIP» клуба за приглашение принять участие в его работе. Я впервые приехал на заседание клуба, нашел здесь удивительную атмосферу профессионального общения.

Во-вторых, я благодарю компанию «РЕСТЭК» за теплый прием, за экскурсию, которую нам организовали вчера. Когда на собрании нашего Российского союза выставок и ярмарок в Новокузнецке нас пригласили в Санкт-Петербург на открытие нового Конгресс-центра, я был очень рад. Но совершенно не удивлен тому, что «РЕСТЭК» сделал этот шаг на фоне разговоров многих из нас о развитии материальной базы. В моих глазах «РЕСТЭК» - та компания, которая действительно профессионально работает на рынке и очень много делает для развития выставочной индустрии в России. Логично, что «РЕСТЭК» приобрел такую площадку. Я разделю пожелание Андрея Курилова, моего друга и коллеги: здесь, в компании «РЕСТЭК», это будет, действительно, подспорьем для развития их бизнеса, они и в дальнейшем будут подавать нам, регионалам, пример для подражания.

Теперь что касается моего выступления на тему “Тренды выставочной индустрии. Прогнозы и перспективы”.

Я думаю, что коллегам будет любопытен опыт небольшой выставочной компании, которая работает далеко в глубинке, в Сибирском федеральном округе.

Итак, Алтайский край - 3800 км от Москвы, 2,7 млн. человек населения и столица – город Барнаул, насчитывающий 640 тысяч. По размерам он стоит на 21-м месте в Российской Федерации. ЗАО «Алтайская ярмарка» – небольшая выставочная компания. В нашем календаре в течение года проходит всего 8 выставочных проектов. Мы представляем наш край за пределами Алтая и России, обслуживая интересы наших товаропроизводителей.

Для нас, как и для всех, наверное, 2008-й год был самым успешным за последние 5 лет работы.

Что произошло с нашими выставками в 2009 году? В 2009 году мы отменили автомобильную выставку. Сделали это достаточно прозорливо, в правильные сроки и почти не понесли никаких потерь. Жизнь показала, что мы были правы. Почти нигде автомобильные выставки не имели успеха. Даже большие, ведущие выставки и те меняли свои форматы.

Самая крупная выставка в нашем календаре – это “Алтайская нива”, она входит в пятерку ведущих агропромышленных выставок Российской Федерации. С этой выставкой все хорошо. Она практически не претерпела никаких изменений. Мы чуть-чуть изменили формат, усилив проект дополнительными конгрессными мероприятиями. Но в целом, я подтверждаю тот тезис, что сильные выставочные бренды устояли в кризисный год и не потеряли своей лояльности и значимости как для рынков, так и для региона в целом.

Достаточно серьезно пострадала строительная выставка “Строительство. Благоустройство. Интерьер”. Выставка, которая у нас считалась межрегиональной с международным участием, к большому сожалению, приобрела формат региональной выставки.

На 40% у нас уменьшилось количество выставочных площадей и участников. Но вместе с тем, появилась интересная тенденция. Ушли крупные игроки, но “молодая поросль”, малый и средний бизнес, использовали выставку. Для них мы сделали, конечно, другое пакетное предложение по цене. И они активно использовали выставку для того, чтобы заявить о себе в этой непростой ситуации и привлечь к себе внимание.

Медико-экологическая выставка “Человек. Экология. Здоровье” не изменилась абсолютно, как будто бы ничего и не происходило на рынке - прямо копеечка в копеечку, участник в участника, метр в метр. Такой стабильный курс. Мы долго анализировали – почему и что здесь происходит. Возможно, ответ лежит в той плоскости, что в Алтайском крае формируется некий серьезный медико-фармацевтический кластер. И, в целом, социальная программа государства выдержала, и население (B2C), которое эту выставку всегда активно посещало, тоже сыграло ей на руку. На 2010 год мы даже номинировали эту выставку на увеличение – на новую выставочную площадку. Хотим попытаться сыграть на опережение.

Что касается наших антикризисных мер. Такой небольшой региональной выставочной компании, как выяснилось, гораздо сложнее было работать с кризисными инструментами. Что касается экономии, то, в общем, мы несколько процентов сэкономили на расходах, но это была работа больше для очистки совести, нежели для экономического эффекта. У нас и так оказались вполне сбалансированные рекламные бюджеты, и с персоналом мы не баловали себя никогда. В общем, в экономическом плане такая работа нам ничего особого не дала. Поэтому нам пришлось идти дальше. Мы начали совершенствовать себя: провели программу “Тайный покупатель”, уделили больше внимания совершенствованию системы продаж. Самый большой шаг, за который мы сами себя благодарим, – пошли навстречу нашим экспонентам и провели огромную работу по разъяснению важности выставок, использования их в это смутное время как важнейшего инструмента маркетинга. Мы сделали достаточно смелый шаг: пошли общаться с экспонентами напрямую. Начали сами инициировать проведение круглых столов, всяких мероприятий и использовать нашу площадку, как место, где мы стали разъяснять, что просто уйти в «скорлупу» и пережидать кризис – это стратегия проигрыша.

Внутри нашей компании смятение длилось совсем короткий промежуток времени. Мы очень быстро выработали для себя стиль поведения в это непростое время и дальше с большим оптимизмом общались с рынком.

Таким образом, мы перевели антикризисные мероприятия из экономической плоскости в иную. Мы больше работали над собой и больше общались с нашими экспонентами. Поэтому те выводы, задачи и перспективы, которые мы выдвинули для себя на 2010-й год, сейчас выглядят следующим образом: мы заложили для себя рост около 10%. На фоне тех мировых цифр, которые осветили коллеги, мы, конечно, выглядим скромно. Мы анализируем сибирский, межрегиональный рынок и очень много внимания уделяем настроению наших экспонентов. В частности, общение с игроками строительного рынка, с застройщиками малоэтажного строительства показало, что они настроены на небольшой, но все-таки рост в своем отраслевом секторе.

Рекламный рынок Алтайского края снизил свои показатели в большей степени, чем выставочный рынок. В августе-сентябре 2009 года падение составляло 46%. Газеты на 34% снизили у нас свои рекламные бюджеты. Мы закончили год с такими показателями: -18% площадей, - 18,6% участников, - 24% по прибыли, что для нас оказалось вполне приемлемым.

Стратегический прогноз на 2010-2011 годы, исходя из тех настроений и той линии поведения, которую мы выбрали, вполне позволит нам дальше развиваться, инвестировать в улучшение деятельности компании и продолжать заниматься прогнозами и тесным общением с нашими экспонентами. Мы и в дальнейшем больше внимания будем уделять нашим экспонентам, приобщению их в формировании наших выставочных и конгрессных мероприятий. Это наш приоритет на 2010-й год.

Благодарю всех за внимание.


Возврат к списку