Куц Оксана Николаевна

Уважаемые коллеги, крайне сложно выступать после столь интересных докладчиков. Спасибо за ту информацию, которую вы нам предоставили, господин Витт. Мы внимательно ознакомимся с ней. Спасибо также за ту информацию, которую так оперативно подготовили наши коллеги из Питера.

Я скажу коротко о тех результатах и тех проблемах, с которыми столкнулся Центральный выставочный комплекс «Экспоцентр», Москва.

Все мы понимаем, что мировой финансово-экономический кризис, который начался во второй половине 2008 года, охватил практически все секторы и отрасли промышленного производства, сферы услуг. Влияние кризиса на мировую экономику и международную торговлю, естественно, не замедлило сказаться и на выставочной индустрии, которая первое такое негативное явление, недомогание, как я бы его назвала, почувствовала в конце выставочного сезона 2008 года.

В частности, эти проявления выразились в сокращении выставочных площадей, сокращении активности и бизнес-активности на выставках, но по мере развертывания кризиса в 2009 году выставочная динамика приобрела устойчивый негативный тренд. Тем не менее, в отличие от некоторых стран Европы, Соединенных Штатов Америки, особенно Соединенных Штатов, российский выставочный бизнес все-таки слабо ощутил влияние экономического кризиса в 2008 году.

Более того, для многих выставочных операторов 2008 год был чрезвычайно успешным и завершился существенным ростом. Вместе с тем с наступлением 2009 года ситуация резко ухудшилась вследствие, наверное, тотального паралича кредитного рынка, падения производства, потребительского спроса и обвала цен на энергоносители.

Среди мировых тенденций кризисного периода в большей или меньшей степени нашедших отражение в России, наверное, следует отметить:

  • снижение количества экспонентов, особенно зарубежных;
  • уменьшение арендованных площадей;
  • сокращение маркетинговых бюджетов компаний – участников выставок;
  • сокращение операционных расходов на проведение;
  • и, как следствие, недозагрузка выставочных площадей.

Мы все видели в этот период замораживание строительства новых площадок выставочной инфраструктуры, снятие и перенос выставочных проектов. Очень широко наблюдался в Росси процесс слияния и поглощения.

Но вместе с тем хочется отметить и положительные тренды, которые сформировались именно в условиях кризиса. Здесь я хотела бы отметить то, что мы наблюдаем определенную консолидацию выставочного сообщества. Об этом свидетельствуют и регулярные заседания «Экспо-VIP» клуба как эффективного инструмента делового общения, обмена мнениями и выработки единой позиции.

Являясь крупным организатором международных выставок и поставщиком выставочных услуг на российском рынке, ЦВК «Экспоцентр», безусловно, также ощутил ухудшение конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков, которые повлекли за собой сокращение, как я говорила, арендованных площадей, числа участников на собственных и гостевых выставках, проводимых на площадке ЦВК «Экспоцентр». Тем не менее, как вы сейчас видите на слайде, к концу 2009 года мы пришли с достаточно неплохими результатами. 111 выставочных мероприятий, с учетом гостевых, около 30 тыс. экспонентов из 108 стран, более 2 млн. посетителей и порядка 610 конгрессных мероприятий. Вместе с тем в этих сложных, непростых условиях, наверное, помогают быстрое реагирование на ситуацию и оперативная разработка и реализация специальной антикризисной программы, которая была принята «Экспоцентром» и утверждена ТПП Российской Федерации. Что на самом деле, наверное, позволило нам демпфировать этот удар и минимизировать наши потери.

Эта программа предусматривала, в частности, внедрение новых клиент-ориентированных технологий, оптимизацию выставочных программ, бизнес-процессов, улучшение инструментария продвижения наших услуг. На фоне кадровой оптимизации – обучение выставочного персонала, сокращение непроизводительных расходов и ряд других мероприятий. Кроме того, мы, конечно, используем и другие меры антикризисного характера, которые себя очень хорошо зарекомендовали. Это синхронизация сроков проведения выставок схожей тематики, централизация смежных отраслевых проектов в одних руках и усиление инновационной составляющей наших выставок.

Так, уже в 2008 году в целях усиления группы химических выставок и выставок детской тематики «Экспоцентр» приобрел компанию «Максима». К собственным трем или даже четырем выставкам химической направленности добавились еще такие хорошие, качественные выставки, как «Шины, РТИ, каучуки», «Интерлакокраска», «Индустрия пластмасс». Тем самым удалось сформировать целостный химический блок, а также очень серьезный пул детских выставок.

Что касается инновационной составляющей на наших выставках, здесь хочется отметить, что на выставках, как нам представляется, потенциал коммерциализации практически любой продукции проявляет себя наиболее очевидно. Посетители своим интересом голосуют за новизну продукта и услуг. Инновационный продукт несет дополнительную ценность для потребителя. Все эти процессы очень ярко, четко и рельефно можно увидеть именно через призму выставок.

Хотелось бы особо отметить, что в условиях кризиса, я имею в виду 2008–2009 годы, «Экспоцентру» удалось вывести на рынок несколько абсолютно новых проектов. Такие как «CJF – Детская мода», выставка «Здоровый образ жизни», которые в 2009 году уже получили знаки Российского союза выставок и ярмарок. Естественно, принципиально новый выставочный проект, о котором, я надеюсь, мои коллеги завтра расскажут более детально, – это выставка «Expopriority» – первый международный форум по интеллектуальной собственности.

Оглядываясь на год прошедший, можно констатировать, что при известном сокращении выставочных площадей, количества участников, ситуация с посетителями у нас достаточно стабильная и хорошая. На фоне того, что все-таки по отдельным проектам у нас наблюдалось несущественное сокращение посетительской аудитории (как вы понимаете, этот показатель для выставочников крайне важен, он важен, прежде всего, для наших экспонентов). По основному пулу выставок мы получили серьезное увеличение количества профессиональной посетительской аудитории. Среднее увеличение числа посетителей по выставкам 2009 года составило где-то порядка 34%.

По некоторым выставкам у нас были такие выбросы, как увеличение посетительской аудитории до 56%. Хочу отметить, что вот этот положительный тренд нам удается сохранить и в 2010 году. Сейчас на нашей площадке проходит первая выставка 2010 года, «Консумэкспо», и по итогам третьего дня проведения количество посетителей на этой выставке также увеличилось на 12%.

Если говорить о доходах «Экспоцентра» от выставочной деятельности в кризисный 2009 год, то они возросли немногим более, чем в 2007 году. Относительно рекордного по всем показателям 2008 года мы получили небольшое снижение доходов. Учитывая, что для «Экспоцентра» 2008 год был, как я уже сказала, рекордным практически по всем показателям, мы не склонны драматизировать определенное снижение.

По данным исследования, проведенного среди членов UFI (Всемирная ассоциация выставочной индустрии), SISO (Общество независимых организаторов выставок США), AFIDA (Международная ассоциация ярмарок США), более половины мировых респондентов заявляют о снижении операционной прибыли в 2009 году в диапазоне от 10 до 50%, т.е. в среднем – минус 30%.

В 2010 году «Экспоцентр» ожидает сохранить оборот на уровне 2009 года при колебаниях в пределах плюс-минус 5–10%.

Что касается краткосрочной перспективы, здесь мы все-таки воздержались бы от прогнозов до 2012 года. Ситуация на российском выставочном рынке, как нам представляется, будет во многом зависеть от ситуации на отраслевых товарных рынках, и особенно от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Вместе с тем было бы, наверное, опрометчиво рассчитывать на то, что благоприятные изменения рыночной конъюнктуры приведут к полному оздоровлению выставочного рынка. Многие проблемы выставочного рынка, как мы представляем, не зависят от общей экономической ситуации, а имеют внутриотраслевой, нередко специфический, страновой характер, связаны зачастую с острой конкуренцией и с границами этой конкуренции. Поэтому, как нам кажется, успех любой выставочной компании в ближайшие годы будет зависеть как от способности умело ориентироваться в заданных координатах, так и от быстрой адаптации к новым условиям. Надеемся, что «Экспоцентру» это удастся.

Спасибо большое за внимание.

Модератор: Малькевич Владислав Леонидович

Спасибо, Оксана Николаевна. У нас в «Экспоцентре» на самом деле в рекордном 2008 году (четный год) общие поступления превысили (раньше мы никогда этой цифры не достигали) 100 млн. евро. И, поскольку Оксана Николаевна затронула сопоставление 2009 года с рекордным 2008 годом, я скажу, чтобы у нас была совершенно прозрачная ситуация: падение по сравнению с рекордным 2008 годом составило 17%. А вот падение по сравнению с аналогичным годом (я называл цифру) очень маленькое.


Возврат к списку