Павлова Полина Викторовна

(выступление с презентацией)

Спасибо за предоставленное слово. Добрый день, дамы и господа, только что мы с вами ознакомились с ситуаций на глобальном выставочном рынке, я предлагаю в настоящий момент взглянуть более детально на рынок России. Тема моего сегодняшнего доклада «Российский выставочный рынок. Тренды и прогнозы до 2013 года». Я остановлюсь на следующих моментах.

Основные характеристики российского выставочного рынка. Ключевые показатели в выставочной индустрии. Отраслевой и региональный разрезы рынка. Оценка рынка в денежной составляющей, потенциал рынка – как мы его видим – до 2013 года. Основные тенденции развития выставочной деятельности в России, согласно последним исследованиям

Итак, основные характеристики российского выставочного рынка.

На выставочном рынке насчитывается более 260 операторов. Москва исторически является лидером, и на московском рынке работают порядка 55% всех выставочных организаторов. На Санкт-Петербург приходится около 13%. На остальные регионы России – порядка 32%. Число выставочных организаторов непосредственно на рынках Москвы составляет 143 компании, по нашим данным. На таблице вы видите некую динамику за последние годы. Пока эти цифры еще обрабатываются, но думаю, что именно к таким итоговым значениям мы придем. В 2009 году, несмотря на некое увеличение числа мероприятий, снизилось число участников приблизительно на 15%. Суммарная выставочная площадь (нетто), арендованная в Москве, снизилась на 21%.

Посмотрим на то, как ситуация складывается в регионах. В Санкт-Петербурге произошел еще более сильный спад, число участников сократилось, по нашим данным, на 21%, суммарная выставочная площадь (нетто) – на 28%. Это во многом объясняется тем, что во времена кризиса компании-участники были вынуждены перераспределять свои маркетинговые бюджеты, сокращать их. Те компании, которые могли себе позволить участие и в московских, и в петербургских мероприятиях, в 2009 году должны были сделать выбор, остановиться на каком-то мероприятии и зачастую, естественно, выбирали столицу.

Посмотрим на вторую таблицу. По России, в регионах, без учета данных Москвы и Санкт-Петербурга, произошел еще более резкий спад числа участников – на 27 %. А по арендованной площади – на целых 34%.

В географическом разрезе распределение количества выставок по регионам выглядит таким образом. Москва является лидером и занимает по количеству выставок 34% рынка. Санкт-Петербург занимает 11%, на другие регионы приходится 55%. Мы можем выделить Приволжский федеральный округ, который занимает серьезную долю – 20%, и Сибирский федеральный округ – порядка 13% рынка. Что касается количества экспонентов, то здесь доля Москвы еще выше – это уже 57%. Естественно, это говорит о том, что выставки в Москве более крупные, чем региональные выставки. Доля Петербурга точно такая же, как и по числу мероприятий: 11–12%. Среди регионов снова лидером является Приволжский федеральный округ – 13%.

По выставочной площади (нетто – арендованной) доля Москвы еще больше увеличивается, составляет уже 62%. Санкт-Петербург по всем трем показателям занимает одинаковую долю в размере 11–12%. И на другие регионы приходится 27% рынка. В Приволжском федеральном округе – 10%, в Южном федеральном округе – 8%.

Можно рассмотреть распределение выставок по сегментам. Основную долю мероприятий в целом по России составляют B2В-мероприятия, направленные на посетителей-специалистов, их число составляет 56% рынка. Мероприятия смешанного формата B2В и B2С составляют около 38% рынка, и мероприятия, направленные на широкую публику, – всего лишь 6% рынка.

Надо заметить, что это диаграмма по России в целом. Но если сделать, и мы делали такие исследования, по регионам, по Москве, по Санкт-Петербургу отдельно, то ситуация не меняется коренным образом. Единственное, может быть, в Москве несколько увеличивается доля сегмента B2C.

Рассмотрим отраслевую структуру рынка. Распределение выставок по основным тематикам в Москве, Санкт-Петербурге и регионах выглядит следующим образом. В Москве лидирующей тематикой были: «Текстиль. Одежда. Обувь. Украшения» – 12,1%, «Строительство» – 11,6%, «Механизмы. Станки. Оборудование. Технологии для всех отраслей промышленности» – 7,9%, «Здравоохранение» – 7,8%, «Спорт. Развлечения. Досуг» – 7,1%.

В Санкт-Петербурге наибольшее количество выставок, так же как и в Москве, приходится на тематику «Текстиль. Одежда. Обувь. Кожа» – 10,6%, «Спорт. Развлечения. Досуг» – 10,1%, «Здравоохранение» – 8,3%, «Сельское хозяйство. Лесное хозяйство. Охота и рыболовство» – 8%, «Строительство» – 5,9% рынка.

По остальным регионам России, за исключением данных Москвы и Санкт-Петербурга, лидирующей тематикой с достаточно большим отрывом является строительная тематика – 15,5%, «Здравоохранение» – 9,8%, ярмарки потребительских товаров – 8,3%, «Сельское хозяйство» – 8,1%, «Транспорт и логистика» – 6,6%.

Можно рассмотреть статистику объемов выставочных площадей, которые существуют на сегодняшний день в России. Объем закрытых выставочных площадей специализированных выставочных комплексов в России составляет порядка 690 тыс. кв. м. Из них существенная доля приходится на Центральный федеральный округ – 504 тыс. кв. м, Северо-Западный округ – 65 тыс. кв. м, Приволжский округ – 47 тыс. кв. м, Южный округ – 29 тыс. кв. м, Сибирский – 39 тыс. кв. м, Уральский – 6 тыс. кв. м.

Однако, как сегодня уже неоднократно упоминалось, в ближайшие пять лет ситуация будет меняться. Может быть, даже коренным образом, потому что спрос на услуги выставочных центров в последние годы вырос, и это, конечно, заставляет операторов выставочного бизнеса России расширяться. Создание крупных выставочных комплексов является важным направлением в совершенствовании выставочной деятельности в Российской Федерации в целом. Работа в этом направлении активно ведется.

Рассмотрим размер рынка в стоимостном выражении и его потенциал роста.

Размер российского рынка на 2008 год (это последний год, по которому есть точная цифра) оценивается в 868 млн. долларов США. Это делает его седьмым в мире. Объем рынка в 2008 году составил 0,046% от ВВП Российской Федерации.

В связи с ежегодным циклом, который подразумевает, что участники выставок зачастую бронируют площади на следующий проект за год до проведения мероприятия, выставочная отрасль почувствовала на себе влияние кризиса несколько позже других отраслей, значит, и выйдет из кризиса, по нашим прогнозам, несколько позже. Временной лаг составит не менее шести месяцев, возможно, до года.

По оценкам Министерства экономического развития Российской Федерации, уже в 2010 году состоится рост ВВП. В то время как, по нашим прогнозам, выставочная отрасль все еще будет испытывать на себе влияние кризиса и спад до 5%.

В период с 2005 по 2008 год в России ввиду экономического роста быстрыми темпами развивалась и выставочная отрасль. Темпы роста составили порядка 14% в год. Однако кризис существенно сказался на выставочной отрасли. В 2009 году, по нашим оценкам, произошел спад в отрасли порядка 22%, в связи с чем объем выставочного рынка на 2009 год, по нашим оценкам, составил 601 млн. долларов США.

В 2010 году мы продолжаем наблюдать спад рынка еще на 5%. Но мы предполагаем (может быть, это оптимистичный прогноз), что уже к 2011 году начнется рост рынка, и к 2013 году выставочная отрасль выйдет и на темпы роста, и на объемы рынка докризисного периода.

Хотелось бы еще отметить основные тенденции развития выставочной деятельности в России в посткризисный период, как мы их видим и понимаем. По итогам опроса экспертов, который мы проводили осенью 2009 года, ключевыми трендами можно назвать следующие:

  • гибкая ценовая политика, которая предполагает систему скидок и бонусов;
  • специальные ценовые предложения для определенных групп участников;
  • продуманная стратегия продвижения и усиление альтернативных способов рекламы;
  • рост роли Интернета в продвижении мероприятия, и теперь, помимо сайтов мероприятий и других традиционных уже каналов продвижения рекламы в Интернете, будут использоваться и социальные сети, в том числе бизнес-сети, блоги, проведение так называемых вебинаров в период между проведением самих выставочных проектов.

Наверное, этот тренд в краткосрочный период в первую очередь будет более заметен на рынке Москвы и Санкт-Петербурга по определенным причинам, но мы предполагаем, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе региональный рынок тоже подтянется. Интернет займет одну из ключевых ролей в продвижении мероприятий.

Следующий тренд – это новый нестандартный подход к разработке программ привлечения специалистов на мероприятия. Сюда входят маркетинговые программы, которые направлены на привлечение на мероприятия сегмента В2В-посетителей – специалистов. Это, например, предоставление возможностей пакетного участия. Под пакетным участием мы подразумеваем определенный спектр дополнительных специфических услуг, которые будут предоставляться заранее определенным группам посетителей.

Это может быть введение отдельной регистрации, специальных информационных зон, организация зон рекреации. На крупных выставочных проектах на Западе возникла даже практика создания некой «зоны релаксации» для определенных групп посетителей с услугами профессиональных массажистов. Хотя, наверное, это трудно назвать основным трендом, который появится у нас на российском рынке. Тем не менее будут меняться подходы к маркетингу, к привлечению посетителей-специалистов.

Принцип ротации выставочных проектов. Сюда мы в том числе включаем проведение сетевых мероприятий, которые позволяют охватить региональные рынки, развитие новых форматов В2В-мероприятий. Об этом сегодня уже упоминалось. Мы считаем, что возрастет использование смешанных технологий, расширение программы околовыставочных мероприятий за счет включения новых мероприятий. То есть за счет заочных on-line-форм, предложений короткой комплиментарной конференционной программы для посетителей-специалистов, проведения learn-in-work-шопов, тех же самых вебинаров, проведения деловых завтраков и ужинов с приглашением ключевых фигур отрасли для выступлений и др.

Необходимо отметить повышение значения формата мэтчмейкинга для участников. По итогам нашего исследования наиболее успешными стратегиями развития выставочного бизнеса в предстоящий период станет реструктуризация выставочных мероприятий в сторону их укрупнения в наиболее значимых отраслях экономики регионов. Это будет способствовать, безусловно, аккумуляции сил и средств, позволит охватить все уровни вертикальной логистики данных отраслей.

Другая стратегия – репозиционирование выставочных мероприятий исходя из конкретных потребностей наших участников, нашей целевой аудитории, ее более четкой сегментации и углубления специализации выставочных проектов.

«Нишевая» стратегия, поиск новых, эксклюзивных тематик, внедрение малобюджетных технологий организации и проведения ВКМ, в том числе использование пакетных продаж для участников, которые предполагают единовременную продажу полного комплекса околовыставочных и выставочных услуг, и, конечно, консолидация на рынке, объединение выставочных операторов. Мы думаем, что это будет одной из важных стратегий, которая будет иметь место на рынке России.

Я бы хотела отметить, что выставки были, есть и остаются эффективным инструментом маркетинга, продвижения и стимулирования продаж, поиска новых клиентов и партнеров. Да, экономический кризис достаточно серьезно затронул выставочный бизнес России, выразилось это в снижении объемов выставочно-конгрессных мероприятий, но мы считаем, что в среднесрочной перспективе развитие рынка выглядит обнадеживающе и уже к 2013 году мы увидим, что рынок достигнет докризисных темпов и объемов. Спасибо за внимание.

Возврат к списку