Алексеев Сергей Павлович

Действительно, сегодня очень важно подвести итоги кризисного 2009 года, очень нелегкого для нас, и понять, куда дальше идти.

В выступлениях, которые только что прозвучали, нарисована интересная картина выставочной деятельности, имеются интересные предложения о том, как нам дальше строить свою работу. Общие итоги были подведены В.Л. Малькевичем. В свою очередь, скажу, что те страхи, которые были в конце 2008 и начале 2009 годов, не оправдались. Практически все организации, которые занимались выставочной индустрией, выжили. Максимальное падение по выручке, по данным Союза, по России составило не больше 20 процентов. Это хорошо. То, что мы сегодня собрались в этом здании конгрессно-делового центра, которое построил «РЕСТЭК», – это, на мой взгляд, свидетельство того, что выставочная индустрия непобедима. Наши люди, наши фирмы с честью и достоинством выходят из кризиса.

Отмечу, что такая же ситуация наблюдается и по Европейскому отделению UFI. Мы подвели некоторые итоги 2009 года, и могу сказать, что европейские компании на 90% получили положительные результаты по прибыли на конец 2009 года. Это стало возможным благодаря тому, что кризисная ситуация заставляет нас больше работать, более творчески подходить к своей деятельности.

Отмечу новые тенденции в развитии российского национального выставочного бизнеса. Это, прежде всего, три направления.

  • Модернизация комплексов. В.П. Страшко уже сказал, что было построено, что реконструируется. Это и «Экспоцентр», и «РЕСТЭК», и другие. Я думаю, что работа в этом направлении будет продолжаться и дальше.
  • Маркетинговая ориентация бизнеса. Благодаря тому что в «Экспоцентре» прошлый год мы начали с нашего отраслевого форума «5pEXPO», а это очень интересное мероприятие, маркетинговый подход к развитию выставочного бизнеса позволил нам найти новые ресурсы, новые выходы из тяжелой ситуации.
  • Повышение уровня выставочного сервиса. Люди все больше и больше ориентируются на сервис и в соответствии с этим строят свои программы. В частности, стали более популярными байерские программы, т.е. программы работы с посетителями, программы изучения маркетинговой индустрии, программы работы с отраслями. Это общемировая тенденция, очень важное направление – сокращение затрат

Много было сделано изменений в области инфраструктуры. В Новокузнецке мы обменивались опытом, и я думаю, что сегодня можно обсудить, что было сделано в этом ключе. И «Примэкспо», и «Краснодарэкспо» рассказывали о том, какие технологии они используют в своей работе. В частности, очень интересно внедрение СRМ – новых программ работы со своими клиентами, со своими посетителями.

Началась активизация работы с РСПП (я сегодня являюсь председателем выставочного комитета, созданного в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей). Мы понимаем, что сегодня надо очень внимательно изучать запросы наших заказчиков, промышленников и предпринимателей, запросы нашей индустрии. Продвижение национального продукта на внутренние и международные рынки (к сожалению, во многом потерянные для наших производителей) будет и в 2010 году одним из главных, приоритетных направлений. Сотрудничая с РСПП, мы будем внимательней изучать наших товаропроизводителей, наши отраслевые ассоциации – что нужно сделать для того, чтобы они активнее участвовали в наших выставках.

Могу сказать, что очень интересные предложения мы разрабатываем и в нашем европейском отделении. Например, разрабатывается программа обмена выставочными кадрами. Мы с нашими коллегами из Европы сейчас внимательно рассматриваем этот вопрос. Я думаю, что можно будет внедрить эту практику в нашу работу.

Мы сейчас внимательно изучаем те перспективы, которые нас ждут. Думаю, что 2010-й и последующие годы, конечно, будут трудными. Но уже наметились те меры, которые необходимо, по нашему мнению, принять, для того чтобы эффективней развивать нашу выставочную индустрию. Прежде всего, это создание плана развития, я бы сказал, мастер-плана. Нам необходимо все же добиться принятия Положения о выставочно-ярмарочной деятельности, о котором мы много говорим.

Проблема дублирования, о которой сегодня уже говорил А.И. Котов, остается для нас пока нерешенной. Это и пример по морскому салону, и по некоему индустриальному форуму, который планируется проводить в Москве в Жуковском.

Мне кажется, в 2010 и 2011 годах нам нужно активнее работать с министерствами и ведомствами, показывать им реальную картину – что происходит у нас сегодня и что нужно сделать, чтобы выставочная индустрия не мешала, а помогала развитию экономики. А дублирование, на мой взгляд, всегда будет иметь негативные последствия для развития выставочной индустрии.

Запланирован сегодня также разговор и о том, что необходимо активно развивать конгрессную деятельность. Действительно, сегодня фактически ни одна выставка не обходится без конгрессного сопровождения. Мы развиваем сотрудничество с международными организациями, с отечественными отраслевыми ассоциациями. Вопрос развития конгрессной деятельности – это перспектива следующего года. Есть ряд интересных предложений, которые нужно обсудить, пользуясь тем, что сегодня на нашем заседании присутствуют представители администрации и Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.

Мы много говорили о том, что надо облегчать положение тем людям, которые инвестировали в строительство выставочных комплексов, выставочных центров. Сложная ситуация сложилась по налогам на землю, по платежам: растут налоги, растет цена на землю, коммунальные услуги и прочее. Полагаю, что такая ситуация существует и в регионах.

Обобщив все эти проблемы, мы должны принять на заседании нашего Клуба определенные решения, с тем чтобы более четко себе представить, в каком направлении нам развиваться. У нас впереди интересные встречи, в частности, наш отраслевой форум «5pEXPO». С ТПП РФ мы проводим 3-ю Всероссийскую конференцию по выставочно-ярмарочной деятельности. Уверен, что наша сегодняшняя встреча даст старт улучшению работы нашей выставочной индустрии.

Еще раз благодарю всех за возможность высказаться и подвести первые итоги прошедшего кризисного года.


Возврат к списку