Малькевич Владислав Леонидович

Уважаемые члены «Экспо-VIP» клуба, коллеги!

Первое заседание «Экспо-VIP» клуба в наступившем году мы проводим по приглашению Сергея Николаевича Трофимова в новом конгресс-центре, который построен группой компаний «РЕСТЭК». Открытие «Петроконгресса» – это прямое свидетельство развития выставочно-конгрессной отрасли в России, в частности в Санкт-Петербурге, в кризисные времена и положительный импульс не только для выставочников, но и для предпринимательства в целом. И, прежде чем я продолжу свое выступление, мне бы хотелось по случаю этого знаменательного события в жизни выставочно-конгрессного сообщества вручить С.Н. Трофимову памятный сувенир «Ангел восхваляющий».

Позвольте мне как председателю Попечительского Совета «Экспо-VIP» клуба приветствовать всех присутствующих на заседании – представителей отечественной выставочно-конгрессной индустрии и наших зарубежных коллег. Для нас большая честь и радость видеть вас на этом заседании. Ваше заинтересованное участие в работе «Экспо-VIP» клуба наверняка будет содействовать расширению профессионального взаимодействия, выработке согласованных позиций выставочного сообщества и преодолению последствий серьезного спада в отрасли.

Уважаемые коллеги! Мы прошли через 2009 год, серьезно проверивший на прочность наши компании. Сегодня настало время проанализировать уроки кризиса и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Выставочно-конгрессная деятельность является стартовой площадкой для внедрения инновационных решений в производство, позволяет ознакомиться с последними научно-техническими достижениями и понять тенденции развития на предстоящий период. Выставочные смотры и деловые встречи, если их правильно организовать, – это работа на перспективу. Данное положение очень важно для нашего бизнеса, который, по сути, находится на стыке науки и производства в зоне адаптации инновационных разработок к производству. И, если мы задействуем весь наш потенциал на этом направлении, вклад в реализацию государственной политики коренной модернизации экономики будет весьма значительным.

Как же обстоят дела в этой области? По данным «Информэкспо», организацией и проведением выставок в России занимаются 253 компании, в том числе в Москве – 160 (63%), в Санкт-Петербурге – 13 компаний (5%), в других городах России – 80 компаний (32%). На 2009 год в Российской Федерации было запланировано к проведению более 1700 выставок, при этом на Москву пришлось 535 смотров (31%), на Санкт-Петербург – 96 смотров (6%). Предварительные данные показывают, что в прошлом году более 11% выставок были отменены или перенесены. Нетто-площадь смотров уменьшилась на 30 и более процентов. Количество экспонентов только по Москве снизилось на 20%. Заметно сократились поступления. Вместе с тем несколько возросло количество посетителей выставок.

Что ждет российский выставочный бизнес в 2010 году и в последующие два года? Делать прогнозы – это весьма неблагодарная задача. Можно с уверенностью сказать, что нас ждет сложный 2010-й год и неустойчивое развитие в последующие два года. В 2008 году объем рынка выставочных услуг составил 700 млн. долларов. В 2009 году, по некоторым оценкам, он сократился до 500–550 млн. долларов. Имеющиеся прогнозы говорят о том, что в текущем году сокращение продолжится и может составить еще 100 млн. долларов. При этом я бы заметил, что это пессимистическая оценка. Вообще-то, может быть, и следует ожидать стагнации рынка в этот период в России. Рост выставочно-конгрессной деятельности в этот период возможен, но многое будет зависеть от успехов экономики и, самое главное, от реализации тех планов, которые были озвучены руководством страны. При сохранении однобокого сырьевого характера экономики трудно ожидать роста выставочного сектора. Логично допустить, что в этих условиях продолжится консолидация выставочных компаний, изменится структура выставочной программы в целом и по отдельным операторам за счет отказа от дублирующих выставок, которыми так страдает российское выставочное сообщество, и слияния подобных проектов. Повысится уровень, расширится набор предоставляемых экспонентам и посетителям услуг. В настоящее время уверенно развивается тенденция к расширению и углублению деловой программы, в которой участвует все большее количество экспонентов и посетителей при сокращении экспозиционных площадей. Наша задача – повышать привлекательность участия в выставках, совершенствуя пакет предоставляемых услуг и создавая льготный режим участия в деловой программе для экспонентов.

Позвольте напомнить вам живую дискуссию, которая прошла в рамках заседания «Экспо-VIP» клуба 20 марта 2009 года в «Экспоцентре» по теме «Выставочная и конгрессная деятельность в кризисных условиях». Мы тогда все вместе обсуждали предложенные нами антикризисные меры. Должен сказать, что мы строго придерживались антикризисного кодекса поведения и предварительные итоги года свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторые потери, эти итоги для «Экспоцентра» можно считать вполне удовлетворительными. Так как в четные годы у нас проходят выставки с периодичностью один раз в два года, то можно считать, что 2009 год сопоставим с 2007-м, а 2010 год будет сопоставим с 2008 годом. Объем реализации услуг в 2009 году по сравнению с 2007-м у нас уменьшился на 3,2%, а чистая прибыль выросла на 6,4%. Почему это случилось? Это произошло за счет резкого снижения затрат на материально-техническое снабжение, рекламу и сокращение численности работающих. При этом рентабельность выросла на 10%, а объем реализации на одного человека составил 3 млн. руб. и вырос на 7%.

Уважаемые коллеги! Я ожидаю, что сегодня состоится глубокая и поучительная дискуссия, и хотел бы пожелать успехов в нашем общем деле. Хотелось бы, чтобы «Экспо-VIP» клуб превратился в интеллектуальный форум профессионалов, который в атмосфере свободной дискуссии, не регламентированный служебными установками при обсуждении, оттачивал бы мастерство отечественного выставочно-конгрессного бизнеса, повышая его конкурентоспособность.


Возврат к списку